Найти тему
Магия живописи

Почему важно делать живописный этюд с натуры, а не с фотографии

Этюд акварелью. 1 курс.
Этюд акварелью. 1 курс.

Главный вопрос, возникающий у всех причастных к живописи, можно ли использовать фотографию для этюда или зарисовки?

Начну пожалуй с того, что мы видим натуру двумя глазами и плюс наше тело (рисующего) в этот момент как маятник. При желании охватить взглядом больше, мы вольно или невольно начинаем чуть перемещаться или наклоняться влево или вправо. Соответственно, мы переносим на двумерную изобразительную плоскость некую дугу видимого. Плюс на этапе переноса видимой натуры происходит отбор главного и второстепенного, выяснения вопросов ближе-дальше (перспективных моментов). И самое важное, что во время этюда переносишь свои чувства, развиваешь глаз в видении цвета-этого фотоаппарат не сможет вам дать. Этюд или зарисовка - это ваше видение натуры, которую вы изображаете.

Этюд с натуры позволяет анализировать, искать отношения, оттенки, видеть рефлексы. Когда влюбляешься в эту работу, да она отнимает много сил, времени, то начинаешь видеть всё богатство цвета, тона. Новичкам всегда сложно объяснить всю важность работы над этюдом. Но когда копилка начинает наполняться зняниями, обретается опыт, начинается рефлексия. Для меня важно, чтобы на этапе обучения пришла эта мысль, что нужно делать не только для отметки результата, а для открытий для себя, свершений, достижений поставленных задач и как итог-хороший результат.

Мастерство нарабатывается в процессе работы на пленэре или в аудитории, но с натуры. При определенном уровне мастерства фотография художнику не помеха. А вот срисовывание с фотографии перекошенных людей или перспективы в пейзаже или раскраска цвета, пустая безэмоциональная и не проанализированная работа - это трата времени без получения результата.

Я считаю, что фотографию можно применять на этапе деталировки в большой картине, то есть длительной работе над холстом. А этюд с натуры тем и ценен, что он эмоционален, в нем присутствует та локальность, к которой ты возвращаешься по мере отработки пространства и форм. Иногда деталировка начинает преобладать или теряется эмоция в работе, тогда на помощь приходит этюд и холст оживает!

Хочется уточнить, что этюд нужно выполнять не более 1,5-2 часов, иначе теряется свежесть впечатления! Если этюд состоит из нескольких сеансов, то он выполняется такое же время в одно и тоже время для освещения. Но не забываем, что не нужно его перегружать и пытаться из этюда сделать завершенную длительную работу.

Желаю успехов! Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, приходите на обучение или консультирование.