Фильм "Один рейнджер" мог быть снят 40 лет назад, и в этом большая часть его привлекательности.
В те времена, вероятно, в конце 1980-х, этот боевик о легендарном техасском рейнджере, запутавшемся в международных злодеях и правительственных агентах, провалился бы в кинотеатрах, но стал бы культовым на VHS. В нем бы снялся Чак Норрис. Или, может быть, с Ником Нолте, которого звезда Томас Джейн в зеркальных тонах, моржовых усах и с грассирующим голосом, кажется, намеренно подражает. Нолте снялся в роли техасского рейнджера в фильме 1987 года "Крайнее предубеждение", который заслуживает большей похвалы, чем получает, за то, что переосмыслил вестерн в современных американских терминах, которые продолжают использоваться и сегодня, во всем, от pulp fiction и видеоигр до телешоу и фильмов (особенно фильмов "Сикарио"). Герои все еще квадратночелюстные крутые парни с кодексом чести, но они ездят на четырехколесных транспортных средствах, а не на лошадях, и в основном пытаются удержать нарушителей от вторжения на гигантский кусок огороженной собственности - Соединенные Штаты Америки. Они жесткие и высокомерные, граничащие со злобой ("Ты говоришь больше, чем моя бывшая жена", - огрызается герой этого фильма на болтливого заключенного). Плохие парни настолько безжалостны, что их можно спокойно убивать по бушелю, и все же есть преимущество в том, чтобы быть самым быстрым на ничью.
Сценарист и режиссер, бывший каскадер Джесси В. Джонсон ("Месть"), бросает зрителей в самый центр событий. На территории Техаса, за которой следит техасский рейнджер Алекс Тайри (Джейн), произошло ограбление банка, которое возглавил бывший член ИРА Деклан МакБрайд (Дин Джаггер). Алекс арестовывает местного вора (Грегори Сарагоса), когда банда Макбрайда проезжает через район, преследуемая парой помощников шерифа. Дело решается тем, что рейнджер Алекс берет в руки старинную винтовку, которую только что украл вор, и делает серию чудесных выстрелов с большого расстояния. Единственный оставшийся в живых ирландец бежит в Мексику.
Но не успел наш герой насладиться отдыхом со своей дамой, как звонит британское правительство и просит Алекса отправиться в Мексику и выдать Деклана Макбрайда. Мексиканская полиция обычно не разрешает такую выдачу, но в данном случае они готовы нарушить правила при условии, что Алекс возьмет пленника, потому что они уважают Алекса, понимаете? Он особенный, не такой, как все. (Прежде чем предложить Алексу задание, британцы подмасливают его, расхваливая "элитные следственные навыки техасских рейнджеров").
Как вы можете себе представить, передача пленных проходит не так, как планировалось, и Алексу приходится захватить Макбрайда, потому что он единственный человек, достаточно смелый, достаточно крутой и достаточно хороший, чтобы сделать это. "Отличная шляпа, очень тонкая", - говорит британский офицер "Контроля" (Джон Малкович), который является своего рода надсмотрщиком Алекса в Англии. "Я куплю тебе такую же", - отвечает Алекс.
Фильм "Один рейнджер" заслуживает определенной похвалы за то, что точно знает, чем он хочет быть: американским ответом "Красного штата" Джеймсу Бонду, о герое, который настолько невероятно крут, что его репутация всегда опережает его, и который как бы олицетворяет дух своей страны, хотя и дает всем понять, что он просто парень, выполняющий свою работу (отсюда и название фильма). Я не могу вспомнить ни одной сцены, которая не происходила бы в месте, где всегда происходит действие в подобных фильмах (пустынная дорога, склад). Никто не проявляет открытого расизма или ксенофобии, а различные механизмы власти, управляющие всем действием, остаются вне сомнений и в основном не замечаются (за исключением отдельных замечаний о том, что власть и деньги определяют результаты жизни). Практически каждый персонаж представляет собой некий расовый, этнический или национальный стереотип, уплощенный до уровня NPC из видеоигры. Украинец, помогающий Алексу, носит высокую меховую шапку в стиле Щелкунчика и говорит ему: "Неразумно отказываться от щедрости казака".
Если бы вы еще немного увеличили шкалу ридикюльности Алекса, он превратился бы в карикатуру на кожаного деревенщину, который и дня не может прожить без убийства, но он герой, и вы должны любить и отождествлять себя с ним, поэтому до такого не доходит. Отношения между Алексом и его контактом из британской разведки (Доминик Типпер) примечательны тем, что позволяют обеим сторонам уважать друг друга как равных, не проходя через длительный танец неприязни. Примерно в середине фильма, когда Алекс начинает чувствовать себя подавленным и осажденным и позволяет нам увидеть немного больше настоящего человека, скрывающегося под броней "Ковбоя", вы начинаете ценить способность Джейн придать тонкость персонажу, высеченному из гранита. Есть хороший момент с Алексом в дверном проеме, который имеет некоторую серьезность, которую Уильям Холден и Пол Ньюман привнесли в роли "стареющего мастера" после 40 лет. Он дает фильму больше, чем он дает ему, но зритель все равно ценит усилия.
Как и серия фильмов Лиама Нисона "Taken" (и другие его фильмы про "старика, который все еще может надрать задницу"), и как возрождение "Уравнителя" Дензела Вашингтона, это довольно хороший фильм о рептильном мозге, снятый достаточно хорошо, чтобы удержать вас до конца, который не таит в себе никаких сюрпризов. С кулаками и пистолетами у него получается лучше, чем с людьми, но он знает, в какие цели хочет попасть, и целится точно.