Найти тему
Around Art

Евгений Халдей: человек-история, мастер фотографии, свидетель эпохи

В Государственном Историческом музее до 31 мая проходит полномасштабная выставка «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах». Она организована Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и Фондом сохранения культурно-исторической памяти «Наследники победителей» при поддержке Министерства обороны РФ и информационного агентства России ТАСС. Генеральный спонсор проекта — ПАО «Промсвязьбанк».

Евгений Халдей (настоящее имя – Ефим) родился в марте 1917-го. Сделав свой первый снимок в 13 лет, он потом работал фотокорреспондентом, ездил с агитбригадой, а в 1936-м его взяли в фотохронику ТАСС. Он снимал Днепрострой и с первого до последнего дня был хроникером Великой Отечественной войны, прошел со своей «Leica III» от Мурманска до Берлина.

Первый день войны Халдей встретил в Москве, вернувшись из командировки. Его срочно вызвали на работу, а Фотохроника ТАСС находилась тогда на Никольской. Увидев, что около репродуктора собираются москвичи, он выскочил на улицу и сделал снимок, где люди слушали выступление Молотова.

Фото Евгения Халдея. Первый день войны.
Фото Евгения Халдея. Первый день войны.
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея

Он «снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Халдея». Его более шести тысяч военных снимков, сделанных в период с 1941-го по 1945-й принесли ему мировую славу.

После войны, уже в 1947-м, его обвинили, что он якобы недостаточно политически грамотен (?!) и из ТАССа уволили. Лишь в 1959-м он стал фотокорреспондентом газеты «Правда». Получается, что 12 лет лучший фотокорреспондент страны был не у дел и перебивался случайными заработками.

Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея

Его фотографии – это по жанру соцреализм. Но – какой! Где надо – с масштабом, в другом случае – с теплотой и всегда в традициях классической живописи. Он снимал на черно-белой пленке. Не было тогда тех технических средств, такой техники и программ, которые есть в арсенале у современных фотографов. И тем ценнее его кадры, в которых сама правда. Халдею в 1990-х привезли из Штатов цифровую камеру, но он так и не стал ею снимать, не захотел.

Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея
Фото Евгения Халдея

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Халдею присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

На выставке будут представлены подлинные предметы, принадлежавшие мастеру фотографии: его фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты будут сопровождены подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса.

По материалам пресс-службы Государственного исторического музея

#выставки#государственный исторический музей#Евгения Халдей: эпоха в кадрах#фотография