В Государственном Историческом музее до 31 мая проходит полномасштабная выставка «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах». Она организована Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и Фондом сохранения культурно-исторической памяти «Наследники победителей» при поддержке Министерства обороны РФ и информационного агентства России ТАСС. Генеральный спонсор проекта — ПАО «Промсвязьбанк».
Евгений Халдей (настоящее имя – Ефим) родился в марте 1917-го. Сделав свой первый снимок в 13 лет, он потом работал фотокорреспондентом, ездил с агитбригадой, а в 1936-м его взяли в фотохронику ТАСС. Он снимал Днепрострой и с первого до последнего дня был хроникером Великой Отечественной войны, прошел со своей «Leica III» от Мурманска до Берлина.
Первый день войны Халдей встретил в Москве, вернувшись из командировки. Его срочно вызвали на работу, а Фотохроника ТАСС находилась тогда на Никольской. Увидев, что около репродуктора собираются москвичи, он выскочил на улицу и сделал снимок, где люди слушали выступление Молотова.
Он «снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Халдея». Его более шести тысяч военных снимков, сделанных в период с 1941-го по 1945-й принесли ему мировую славу.
После войны, уже в 1947-м, его обвинили, что он якобы недостаточно политически грамотен (?!) и из ТАССа уволили. Лишь в 1959-м он стал фотокорреспондентом газеты «Правда». Получается, что 12 лет лучший фотокорреспондент страны был не у дел и перебивался случайными заработками.
Его фотографии – это по жанру соцреализм. Но – какой! Где надо – с масштабом, в другом случае – с теплотой и всегда в традициях классической живописи. Он снимал на черно-белой пленке. Не было тогда тех технических средств, такой техники и программ, которые есть в арсенале у современных фотографов. И тем ценнее его кадры, в которых сама правда. Халдею в 1990-х привезли из Штатов цифровую камеру, но он так и не стал ею снимать, не захотел.
В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Халдею присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».
На выставке будут представлены подлинные предметы, принадлежавшие мастеру фотографии: его фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты будут сопровождены подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса.
По материалам пресс-службы Государственного исторического музея
#выставки#государственный исторический музей#Евгения Халдей: эпоха в кадрах#фотография