«Гражданская оборона есть дело всенародное!» - гласили синие брошюрки, кумачовые транспаранты в убежищах и суровые военруки в медалях.
«Гражданская оборона есть дело всенародное!» - говорили с высоких трибун партийных съездов начальники всех рангов и порядков.
Но суть этого всенародного дела к середине 80-х понимало все меньше и меньше советских граждан - ядерная война так и не наступала, и уже мало кто рвался оставлять часы своей жизни в душных учебных классах ГО. Идеологический застой и формальный подход к ведению гражданской обороны становились комплексной проблемой. Наверное, главным козырем ГО СССР были колоссальный запас прочности и большое количество идейных работников ГО низового уровня, радеющих за свое дело. Катастрофа в Чернобыле стала серьезной и суровой проверкой и для них, и для всей системы.
Где-то можно было увидеть полнейшую беспомощность руководителей гражданской обороны, где-то же - профессионализм и бытовой героизм. Первые дни аварии были тяжелым временем - информация о происходящем практически отсутствовала, тем более на низовом уровне. И тем больше уважения вызывают случаи грамотной и четкой работы отдельных людей.
Всенародное дело. Что же скрывалось за этими словами? Я попытаюсь продемонстрировать это на примере маленького отрывка из героической чернобыльской летописи. Журнал «Военные знания", 1988, №9. С. 39
Итак, 27 апреля 1986 года.
Военрук, школьники и один ДП-5.
За консультацией к… учащимся
обращались в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС жители населённых пунктов Киево-Святошинского района, узнав, что в школах действуют посты радиационного контроля.
Об аварии я узнал 27 апреля от механика автобазы № 4 «Укргазстроя», которого встретил ранним утром у гаражей.
— Что, сосед, поднялся так рано? — поинтересовался у него.
— Да я и не ложился, как ночью вызвали, так до самого утра готовили и отправляли автобусы в Чернобыль. Там, на станции, какой-то блок взорвался, а машины потребовались, чтобы вывезти людей из опасных зон.
Вот, пожалуй, и вся информация, которую имел об аварии.
Всю дорогу до школы тревожная мысль не давала покоя. Авария... Раз эвакуируют жителей из прилегающих к АЭС сел, рассуждал я, значит, существует реальная угроза радиоактивного заражения. Если так, то надо, видимо, что-то предпринимать! Но что? ДП-5 у нас в рабочем состоянии, может быть, силами старшеклассников организовать наблюдение?
А. Плешаков — директор школы — поддержал мое предложение. Решили, что замерять уровни радиации целесообразно трижды в день, а показания заносить в специальный журнал. На первое «боевое дежурство» пошли лучшие ученики: Володя Мартынович, Сергей Горковчук, Саша Глушаница, Саша Щербак и Галя Мурашко — секретарь комитета комсомола школы, остальные старшеклассники продолжали закреплять знания дозиметрических приборов. Причем, занятия проводились чисто практически: проверяли работоспособность ДП-5, измеряли уровни радиации на местности и степень зараженности одежды, обуви, продуктов питания. Наряд (3 — 4 человека) назначали ежедневно. Он производил замеры на территории школы и на стадионе, а о результатах немедленно докладывал директору школы — начальнику гражданской обороны. Вскоре жители села Тарасовка, узнав от своих детей, что есть прибор, которым определяют степень зараженности, повалили в школу.
С самого утра они выстраивались в очередь, чтобы проверить принесенные с собой продукты. Пришлось посту расширить границы своей деятельности: охватили стройплощадку, детский сад, автогараж совхоза «Тарасовский» и прилегающую к школе территорию. Заступая на пост, десятиклассники начинали контроль радиационной обстановки непременно со школьной столовой. Бывало, что после измерения степени зараженности продуктов предлагали повару и рабочим тщательно перемыть овощи. Порядок был строгий, поэтому все четко выполняли требования и рекомендации членов поста. А порой работники столовой, увидев девушек с дозиметрическими приборами, сами предоставляли продукты.
Не обошлось и без казусов.
Так, при контрольной проверке степени загрязненности спецодежды у строителей, шофер подъехавшего ПАЗа попросил проверить чистоту только что вымытого салона автобуса. Учащиеся охотно откликнулись на его просьбу, затем предложили довольному водителю головные телефоны, а зондом провели по матрацу, прикрывающему двигатель в кабине. Стрелка прибора резко пошла вправо, а в телефонах послышался треск. Моментально изменившись в лице, водитель выскочил из машины, на мгновенье растерялся, потом вновь заскочил в кабину, вытащил матрац и отшвырнул подальше.
Систематические наблюдения за изменениями радиационной обстановки проводили и девятиклассники. Кроме того, ребята выполняли большую работу среди населения и родителей младших школьников по разъяснению радиационной ситуации, так как многие приходили в школу проконсультироваться по всевозможным вопросам, даже таким, куда лучше вывезти малышей. Директор и завуч И. Литаим в свою очередь разъясняли обстановку учителям, те — ученикам в своих классах. Словом, боролись со слухами и паникой как могли. Ведь в первое время можно было услышать все, вплоть до того, как происходил «атомный взрыв» четвертого блока, люди по-разному рассказывали, что такое нуклиды, радиоактивность, чем они опасны. И чаще всего в качестве таких «ученых консультантов» выступали пожилые, в основном старушки.
Вот еще один комичный, но яркий пример моментального распространения слухов. Зашел я как-то в сельский гастроном и купил пару банок морской капусты (всегда покупаю). Это не ускользнуло от внимания нескольких женщин, находившихся в магазине. На вопрос: «Зачем я ее приобрел?» — ответил, что она полезна и богата йодом. Каково же было мое удивление, когда на следующий день, зайдя в тот же гастроном, услышал от улыбающейся заведующей слова благодарности за то, что помог реализовать месячный запас морской капусты, которую до этого в селе никто не брал...
На ближайшем методическом заседании преподавателей Киево-Святошинского района я поделился опытом организации постов с военруками, рассказал о наших школьных «разведчиках». Оказалось, что большинство военных руководителей школ не придали значения радиоактивному заражению, не воспользовались возможностью дать ученикам практические навыки по использованию дозиметрических приборов. Правда, уже через неделю после нашей беседы в районный штаб стали поступать данные об обстановке в школах, заявки на источники питания и приборы, а некоторые доложили, что у них они вообще неисправны. Районный штаб срочно принимал меры.
Таким образом, организованные по нашему принципу посты взяли под контроль радиационную обстановку на гораздо большей территории. Резко уменьшились слухи и кривотолки, жители сёл стали регулярно обращаться в школы не только для определения зараженности продуктов, но и с многочисленными вопросами, за точными данными.
На проведенном позже едином дне ГО подвели предварительные итоги. В оценке работы постов радиационного наблюдения школ все были единодушны: свои обязанности и задачи они выполнили в полном объеме и с большой пользой. Отрадно также, что заметно повысились интерес и ответственность учащихся к изучению дозиметрических приборов и практической работе с ними. Сделали и определенные выводы. Например, мы убедились, насколько необходимы в школах посты радиационного наблюдения. Однако выделять для них дозиметрическую аппаратуру нужно исправную, проградуированную и обеспеченную элементами питания. А районные штабы ГО должны знать, что в лице школьников они всегда найдут надежных помощников, способных в случае необходимости вести радиационную разведку и обеспечивать их точными данными об обстановке.
А. Сердюков, военрук Тарасовской СШ Киево-Святошинского района, отличник Гражданской обороны СССР.
Именно так и выглядит Всенародное дело. Когда люди сталкиваются с большой бедой, только от их общей работы будут зависеть их здоровье и жизни. И тем ценнее люди, которые без лишнего пафоса всегда готовы исполнить свой долг, прийти в трудную минуту на помощь к своим подопечным и окружающим.
Шли первые дни аварии. Гигантский механизм советской ГО с каждым днем, с каждым часом все активнее включался в работу. Эвакуировалась Припять, на защиту Киева от невидимого врага подымались группы и звенья санитарной обработки, поливая из АРС-ов пышные каштаны и булыжники мостовой. К разрушенному блоку ЧАЭС потянулись воинские части и подразделения, полки гражданской обороны и химзащиты. Уже в первые дни на месте катастрофы оказались почти все лучшие умы советской ГО во главе с А.Т. Алтуниным.
Окончательная ликвидация последствий аварии затянется на годы. И все эти годы на страже своей школы и своего села будет стоять военрук Тарасовской школы, отличник ГО СССР Сердюков. До 2013 года он работал в той же школе, после следы учителя теряются. Как знать, может быть он и по сей день ходит в магазин за морской капустой и держит в готовности все имущество ГО…
Статья Ивана Феоктистова
Подписывайтесь на НШГО - Народный штаб Гражданской обороны