Итак, подразделение ( в составе которого и мой взвод) совершает 500-километровый марш. Мы прибыли к месту ночного привала, расположились на отдых, в ожидании обеда и ужина.
Через час, примерно, по рации из части приходит приказ: объявлена тревога в связи с пожарами, немедленно возвращаться. Быстро накормили л.с., выстроили колонну машин и начали движение в обратном направлении.
Вскоре обозначилась основная проблема! Водитель одной машины заснул и ударил впереди идущую. Через несколько часов движения, несмотря на кратковременные остановки для осмотра машин и отдыха, нарушения строя машин стали повторяться чаще.
На дороге уже светло, но начальник колонны отдаёт приказ: " Колонну остановить, 2 часа отдыха". Водители свалились и заснули прямо в кювете. 2 часа отдыха пролетели быстро. Трудно было разбудить. Сделали несколько выстрелов в воздух! Обливали водой, наконец поднялись и снова в путь!
Чтобы не заснуть, я из кружки лил воду себе на голову. На некоторое время помогало. Предложил водителю, тот отказался. Когда увидел, что он закрывает глаза, вылил воду ему на голову, не спрашивая! Обиделся, замолчал. Позже сказал: " Спасибо, тов. лейтенант, помогло". Наконец, марш закончен, вернулись в часть. Машины поставили в автопарк и в казарму спать.
На следующий день поступил приказ о выполнении транспортных перевозок в местах тушения пожаров!
История 4. Эта история произошла во время полевых летних учений с л.с. авторемонтной мастерской, где я продолжал службу в должности заместителя начальника авторемонтной мастерской по технической части.
Для работы в полевых условиях в части по штату имелся ПАРМ-1М (Подвижная авторемонтная мастерская). Состав: 3 автомобиля ЗИЛ-157 с прицепами (электростанция, сварочный агрегат и бортовой прицеп).
Внутри машин оборудование для ремонта автомобилей, включая токарный, сверлильный, заточной станки, инструмент и др. оборудование. Автомобили также оснащены лебёдками.
Задачи учений: совершение марша, проведение специальных занятий, выполнение стрельб из личного оружия на полигоне, ремонт автомобиля, его агрегатов в полевых условиях.
Личный состав АРМ (авторемонтная мастерская) на учениях был с личным оружием, для проведения ремонтных работ имелся запас деталей, узлов, агрегатов автомобилей, технических жидкостей.
Поднялись по тревоге, вывели технику за пределы воинской части и марш начался. Пройдя половину маршрута, прибыли в район развёртывания мастерской для выполнения полевых ремонтных работ. Там же ночной отдых.
Установили палатки, организовали прием пищи, выставили часовых, немного свободного времени. Потом специальные занятия.
Задание для выполнения токарных работ рядовым АРМ. Токарный станок внутри одной из машин.
Специальные занятия с л.с. АРМ.
День заканчивается, свободное время, потом ужин и отбой. Попросили сделать фото на память.
Слева-рядовой Пидорина (медник-жестянщик), справа-рядовой Самсонов (столяр), в центре я-ст. л-т Сушков (зампотех АРМ). Когда убывал к новому месту службы, оба сделали мне подарки: 2 ножа с наборными ручками (Пидорина) и 3 табуретки (Самсонов). Пидорина любил делать ножи, я их отбирал и уничтожал. И вдруг- подарок, это было очень трогательно! Запомнил на всю жизнь!
Вечером начался сильный дождь, ночью продолжался. Часа через 2, после отбоя, пришел дежурный прапорщик и доложил, что прибежал водитель ГАЗ-69 начальника штаба нашей части, прибывшего для проверки организации и проведения полевых учений АРМ.
Следуя нашим маршрутом, надо было преодолеть вброд маленькую речку. От продолжительного и сильного дождя река разлилась, мотор машины заглох, ГАЗ-69 стоит на середине реки. В машине жена и дочь, забрались с ногами на скамейки, спасаясь от воды.
Машину вытащили, пассажиров накормили, напоили горячим чаем, отвели в палатку отдыхать. "Заведёшь машину, оценка за ремонт в полевых условиях будет отлично" - сказал проверяющий ( мужик, в целом, хороший).
Из неисправной машины слили речную воду, заменили масло в двигателе, просушили электрооборудование, завели. Работали в большой производственной палатке: сухо, тепло, светло. А дождь продолжал лить, как из ведра. Получил благодарность, оценку "отлично" за ремонт и проверяющий уехал.
Наши испытания на этом не закончились. Наши тяжелые машины с прицепами засели до мостов автомобиля в грунте, набухшем от воды. Буксовали, не могли тронуться с места. Вот здесь и пригодились лебёдки на каждой машине.
Кругом было много мощных деревьев, перекинули тросы через блоки, зацепились за деревья и вытянули все машины. Даже не думал, что такая сила в этой системе! Запомнил на всю жизнь!
Выбрались из леса и продолжили марш. Прибыли на полигон, отстрелялись из личного оружия по мишеням. Ничего особенного.
Запомнился только один эпизод. Мы отдыхали на травке, на полигоне появились бойцы на мотоциклах с пулемётами, лихо выскочили на огневой рубеж, ударили из пулемётов по мишеням и умчались.
"Разведрота. Чуть не каждый день здесь"- сказал один из бывалых прапорщиков, Я видел на полигоне офицеров и солдат с загорелыми лицами, в сильно выцвевших от солнца гимнастерках.
После полигона домой, вернулись в часть. Обслужили автомобили ПАРМ, поставили на колодки до следующих полевых учений. Все поставленные задачи были успешно выполнены.