Найти тему
Мутное время

Почему Василия Тимофеевича Аленина звали Ермак

Что мы еще знаем об Иване Грозном?

Что присоединил он волей Божьей и своей к России три великих татарских царства – Казанское, Астраханское и Сибирское. Последнее присоединила горстка казаков, наемников купцов Строгановых во главе с донским атаманом Ермаком Тимофеевичем, открыв первую страницу русской колонизации Сибири. Пользуясь преимуществами огненного боя супермены Ермака разбили местного хана, да и поклонились захваченной землицей царю Ивану, который на радостях простил им прошлые вины типа ограбления ногайского посольства, Ермаку даже парадную броню прислал милостиво. В ней атаман потом и утонул.

Наткнулся я тут намедни на одну статью, где пытались выяснить, кто круче - Ермак или Кортес. Сравнивали по проходу в километрах, неравенству сил с туземцами в численности и чём-то еще. Я читал и грустил. Нет, авторы добросовестно использовали доступную нам всем официальную версию жизни Ермака. Как там писал Карамзин: «Родом неизвестный, душой знаменитый». За что историограф всея империя отнял у князя род?

Памятник Ермаку в Новочеркасске. Из открытых источников
Памятник Ермаку в Новочеркасске. Из открытых источников

Итак, кто-ты Василий Тимофеевич Аленин, лихой атаман и легенда из нашего культурного кода? Историки ведь даже не скрывают ничего, правда лежит на поверхности, но в культурный код попали сплошь байки.

Вот вам пример байки.

Ермак родился в обширных странах, лежащих между Волгою и Доном, от простого казака имени Тимофея. Будучи юношей, он отличался храбростью и проворством на войне и охоте, чем обратил на себя внимание начальства. Его дружбы искал даже сын казачьего атамана Хорлу. Но случай в самом начале разрушил так счастливо складывающуюся жизнь. Молодой повеса питал слабость к прекрасному полу и нередко в общении с ним переступал границы приличия. Однажды Хорлу застал его в роще на интимном свидании со своей сестрой и пытался убить, однако в запальчивости наткнулся на собственную саблю и смертельно ранил себя. Ермак, получивший легкое ранение в руку, счел за лучшее оставить Дон и бежать на Волгу. На пути в Астрахань встретился с купеческим караваном, шедшим из Персии в Казань. Крепкий юноша приглянулся купцам, и они взяли его в число вооруженной команды. Недалеко от Казани на караван напала шайка разбойников и, уничтожив охрану, разграбила его. Ермак в этом сражении проявил такую отвагу, что пираты пощадили его жизнь, а потом избрали своим атаманом.

Вот вам пример еще одной.

Дед его был суздалец, посадский человек, жил в лишении. От хлебной скудости сошел во Владимир… Его звали Афанасий Григорьевич Аленин. И тут воспитал двух сынов, Родиона да Тимофея, и кормился извозом, и был в найме на подводах у разбойников. В Муромском лесу был пойман и сидел в тюрьме. А оттуда бежал с женою и детьми в Юрьевец Поволжский. Умер, а дети Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую, в вотчины Строгановых, где породили детей… У Тимофея дети: Гаврила да Фрол, да Василий. И оный Василий был силен и велеречив, и остр. Ходил у Строгановых на стругах по рекам Каме и Волге. И от той работы принял смелость. И, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой…Звался атаманом, прозван Ермаком.

Добросовестные историки и первую, и вторую историю бракуют как абсолютно невероятные на фоне феодальных нравов XVI века. Мешает это их популярности? Отнюдь. Правда и историкам можно кинуть в огород камушков. Когда очень похожие сказочки пишут про смутных царевичей Петра, Фёдора, Дмитрия, их добросовестность и знания феодальных нравов дают сбой. Ну да сегодня не про них.

Что мы достоверно знаем о Ермаке и его легендарном походе?

Ермак – казачий атаман. На службе у Грозного участвует в Ливонской войне. Его начальник в Ливонскую – Дмитрий Хворостинин, герой Молодей. Он участвует в 1581 в успешном набеге на Могилев, вынудившем Батория на месяц позже выступить к Пскову. Комендант Могилева Стравинский упоминает его в своем докладе королю. В 1582 году участвует в боях с поляками и шведами в Псковской земле. Задокументировано его участие в битве под Лялицами в феврале 1582, где русский авангард Хворостинина лихой кавалерийской атакой опрокинул шведскую армию.

Особенно забавным на фоне этих задокументированных историй является про старт похода Ермака в Сибирь из википедии и учебников 1 сентября 1581, за полгода до этих событий.

Более ответственные историки, например, Руслан Григорьевич Скрынников, называют датой старта похода 1 сентября 1582. У этой даты есть вполне достоверный источник - царская грамота (от 16 ноября 1582 года), которая была ответом на жалобу воеводы Пелепелицына из Чердыни. Воевода донес, что 1 сентября его крепость подверглась атаке сибирских людей и пелымского князя, а Строгановы не помогли ему в беде, но в самый день штурма послали Ермака "воевать сибирские места". Царь пригрозил Строгановым опалой и велел немедленно вернуть казаков из похода.

Почему они не вернулись? Считается, что из-за того, что значительная часть контингента уже была в опале. В августе 1581 года на переправе в районе реки Самара волжские атаманы Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдыря, Никита Пан и другие разгромили татарский отряд. Бегством спаслись всего 25 человек. Всё бы ничего, необъявленная война с ногайцами не снижала оборотов, только вот отряд сопровождал московского посланника к бию Пелепелицына и ногайского посла, направлявшегося в Москву. Те поступок казаков решительно осудили.

Пометки на полях

Безумно популярного в Сибири Ермака первый из сибирских епископов Киприан пытался канонизировать в 1621, но патриарх Филарет запретил даже поминать «воров» в церквях, не говоря о большем. Лишь в 1636, уже после смерти и Киприана, и Филарета, Ермака и его казаков из Тобольского синодика приказали поминать в церквах.

Т.е. описание истории Ермака происходит через 40 лет после его похода. Помимо церкви летописи пишут Строгановы. Для них – это вопрос престижа и привилегий.

Конец пометок на полях

Ермак появляется во владениях Строгановых на фоне масштабной по меркам местных войны с Сибирским ханством. Отборные татарские отряды (около 2 тысяч человек) во главе с сыном Кучума Алеем пытаются ограбить Чусовую, но нарываются на мощный отряд Ермака и отступают. Чтобы не остаться без добычи – идут потом на Челдынь, не предполагая ничего плохого со стороны Чусовой. Зря.

Два месяца спустя 26 октября 1582 года отряды Ермака подходят к Кыштыму. На Чувашевом мысу происходит битва, но армия Кучума фактически дезертирует. Еще полтора месяца спустя Ермак повторно побеждает уже побитого под Чусовой Маметкула.

Казаки остаются на зимовку в гостеприимном Кыштыме, причем местные князья присягают Ермаку. Тот отправляет в Москву посольство с рухлядью и просьбой о подданстве и помощи. Пушнину и еду в основном доставляют остяки (ханты).

Схема похода Ермака на карте. Из открытых источников
Схема похода Ермака на карте. Из открытых источников

Зимой (февраль) 1583 Ермак громит и берет в плен Маметкула, племянника Кучума. Того впоследствии отправят в Москву, где он будет долгое время жить в почётном плену. Лето-осень Ермак тратит на приведение к покорности вогулов (манси).

Из Москвы ему в подкрепление отправлен князь Болховский со стрельцами. То ли 300, то ли 500. Немного, но и немало. Идут они медленно, к Ермаку попадут только в 1584.

Тем временем в Сибири начинаются проблемы. Летом 1584 гибнет один из сподвижников Ермака Никита Пан. На юге неспокойно, набеги возглавляет сын Кучума Али ибн Кучум. В марте 1585 года восстает мурза Карача, в бою с ним гибнет Иван Кольцо. Стрельцы, непривычные к сибирским зимам зиму 1584-85 не пережили за редким исключением. Ермак думает об отступлении из Сибири, даже ходит с этим к местному оракулу. Тот по легенде не советует. Развязка наступает 6 августа 1585 года. В устье реки Вагай Ермака внезапной ночной атакой настигает царевич Али, громит отряд (по легенде ушел только один казак). Ермака находят и с почетом хоронят на местном кладбище. С него снимают две кольчуги (от стрел – самое то на самом деле). Одну потом подарят Абылай-хану, вторую кому-то из местных (полвека спустя ее возьмут с бою русские и подарят тогдашнему царю Алексею).

Так себе представляют последние минуты жизни Ермака. Из открытых источников
Так себе представляют последние минуты жизни Ермака. Из открытых источников

Узнав о смерти предводителя, казаки покинули Кыштым и оперативно ушли в Россию. Не такой оперативный отряд Ивана Мансурова из 100 человек вынужден был в Сибири зазимовать, но смог отбиться и тоже прорваться на родину.

Внимание, вопросы.

Карамзин, конечно, обозвал Ермака «русским Писарро», но разве эта история правда похожа на колониальную войну? Маметкул и Али ибн Кучум располагают сравнимыми по численности, выучке и вооружениям отрядами из степи и Бухары. Где толпы людей, не знающих лошадей и пороха? Нет их и в помине. Нормальная (небольшая по объему сил) пограничная война.

Почему покорением Сибири называется история, закончившаяся в общем-то поражением?

Иван Грозный называет Ермака в переписке «сибирским князем». Ни одного атамана больше так не назовут, только атаманами. Почему?

История про доспех Ермака из оружейной палаты. Она именная. На ее мишенях есть имя. И это не Василий Тимофеевич Аленин. Это Петр Иванович Шуйский. Откуда у казачьего атамана такая вещица?

Кольчуга князя Шуйского из оружейной палаты. Из открытых источников
Кольчуга князя Шуйского из оружейной палаты. Из открытых источников

Почему казаки Ермака встречают очень лояльное отношение на севере ханства? В целом чужие непонятные люди, бежать бы от них, всё равно путей дорог не знают, а нет.

Откуда такая чудовищная разница в скорости передвижения и выживаемости у казаков Ермака, и стрельцов Болховского?

Откуда вообще герб «Олень», который намертво ассоциируется с Ермаком? На Дону или на Волге водятся олени?

Почему казаки вместо привычного для себя грабежа несколько лет пытаются построить в Сибири нормальное государство с налогами, присягой от вождей племен? Если цель Ермака – остановить набеги Маметкула, тогда разорение тыловой базы – нормальная цель похода. Но Ермак бережет местных от грабежей, поддерживает порядок в Кыштыме.

Ермак получил весьма красноречивое прозвище – Токмак. Это молот/колотушка во всех близких к событиям тюркских языках. Так правда могли назвать завоевателя?

Само имя Ермак/Эрмек распространено у казахов, так часто называют первенцев. В переводе – герой, воин. Производить его от Германа или Еремы можно только если ты не знаешь тюркских языков хотя бы поверхностно. Почему у атамана тюркское собственное имя?

Почему безродного атамана с почетом похоронили на ханском кладбище?

Как ему вообще подчинялись местные князья?

Кто правил в Сибири после Ермака и когда ее всё же завоевали?

На последние вопросы ответить проще всего. Более того именно ответ на них и даст ключ к пониманию настоящей фамилии и целей князя Ермака и его атаманов.

В 1585 году в Кыштым из Бухары приезжает Саид-Ахмет из рода Тайбугинов сын Бек-Булата внук Едигера, в 1552 году присягавшему на верность молодому тогда Ивану Грозному. Три года этот примечательный персонаж пытается править в Сибири, опираясь на казахские отряды, приведенные будущим касимовским ханом и несостоявшимся убийцей Лжедмитрия II Ураз-Мухаммедом. В 1588 году эту парочку то ли арестовывает (версия антироссийски настроенных ученых), то ли принимает на царскую службу (версия их оппонентов) воевода Тобольска Чулков. В Москве их ласково примут. Сейдяка (Саид-Ахмета) назовут «сибирским начальным князем», выделят вотчины под Ярославлем. Оба послужат новой родине в войне с крымцами и шведами. Сейдяк, правда, проживет недолго, в отличии от Ураз-Мухаммеда.

Послы Ермака перед Грозным. Из открытых источников
Послы Ермака перед Грозным. Из открытых источников

Тайбугины – местная сибирская династия, этакие остякские Рюриковичи. Они не Чингизиды, поэтому Сейдяк – князь, а не царь, в отличии от Кучума и его потомков. Ведет он себя как наследник Ермака, его же называют последним Тайбугином. Видимо история Ермака – история предпоследнего.

Это предположение объясняет буквально все кажущиеся нестыковки истории судьбы князя и перипетий его похода.

Давайте чуть расскажу об истории рода и его отношениях с Русским Царством. Легендарный основатель рода – ровесник Чингисхана. По легенде послан им для сбора дани с остяков, которыми впоследствии и правил. Есть много версий его происхождения (чингизид, кераит, половец и т.д.), но основная – именно из местной аристократии. Олень в этом смысле ключик.

Род долгое время покорно служил Чингизидам, но на фоне кризиса Орды в 1495 Мухаммед Тайбуга сверг шейбанидского хана Ивака и стал править Сибирью сам. Почти полвека Тайбугины с трудом, но отбивались от Шейбанидов, пытавшихся вернуть власть в Сибири. В 1555 году тогдашний правитель Сибири Едигер попросился под руку Ивана Грозного. Понять князя несложно. С юга давит Кучум (или еще его отец). Вся торговля – по Каме через Казань, вся военная надежда – на помощь ногайцев, а те присягнули царю Ивану.

В 1563 году умирает правитель большой ногайской орды Исмаил и оставшиеся без поддержки Тайбугины терпят поражение. Едигер казнен. Его племянник Сейдяк бежит в Бухару. Еще несколько лет Кучум борется с заговорами. С 1570 как верный союзник Крыма и Турции регулярно, но не особо успешно атакует русские окраины на востоке.

Итого, Тайбугины – давние знакомые и союзники Московского государства. В основном им приходится иметь дело с княжатами с верхней Волги. Ермак с ними и проходит весь свой боевой путь. Невероятно талантливый, но вечно опальный у Грозного Хворостинин – из ярославских княжат. Петр Иванович Шуйский с 1571 – фактический глава клана нижегородских. Свой доспех он вполне мог подарить отличившемуся атаману в 1582 на стенах Пскова, а то и еще у стен подмосковного гуляй-города в 1572. Если Ермак – Тайбугин, то он такой же природный князь, с ним можно обмениваться такими подарками. С простым атаманом князь Шуйский знаться бы не стал. Нет, он был не плохим человеком, просто местничество, знаете ли в расцвете. Сейдяк получает свой удел тоже в Ярославской земле. У них даже враги общие – ордынская знать с их ногайскими прихвостнями, а это значимый повод дружить и знаться.

История Ермака сына Бек-Булата из рода Тайбугинов, конечно, менее романтична, чем история казачьего атамана, с берегов Волги, покорившего Сибирь, но к реальной жизни куда как ближе.

Талантливый военачальник Ермак с блеском использует окно возможностей для попытки возврата своего родного престола. Он побеждает и изгоняет Кучума, приводит к покорности юрт и пытается править, продолжая политику дяди Едигера – мир и союз с Москвой, опора на местные кадры. Политика нравится не всем. Татарская знать восстает, Ермак гибнет. И, тем не менее, он свой, его с почетом хоронят. Брат Сейдяк пытается продолжить его дело, но силы неравны. Он уходит к московским союзникам, которые еще почти четверть века будут сражаться с Кучумом и его семьей. Самого Кучума разобьют только в 1598, Али ибн Кучума десятилетием позже.

Пометки на полях

Внуки Кучума сорвут джек-пот в Смуту. Они будут Сибирскими царевичами, касимовскими ханами и ближними боярами т.к. помогут Романовым против ногайцев с их Симеоновичами. Они же во многом будут стоять за заговором царевича Алексея, которого якобы не было. Петр тогда ограничится разжалованием из царевичей в князья.

Конец пометок на полях

Вот такая вот история.

И покорили Сибирь не при Иване Грозном, а при его сыне Фёдоре. И не было никакого русского Писарро, был сибирский князь, отважно сражавшийся за свой родовой престол.

Его историю полвека спустя будут писать неместные церковники по рассказам рядовых казаков, не понимавших легитимистский посыл вождя. Да и не нужен татарский царевич церковникам, у них, знаете ли, после Смуты развилась на эту тему лютая аллергия.

А еще Строгановы, которым нужно было завысить свою роль в том завоевании. И Сибирские царевичи, которым любить Ермака уж точно не за что.

А Ермак из массовой культуры – он тоже по-своему очень симпатичный и уже в культурном коде. У Растеряева - так и вовсе шедевр