Лето 1942 года – это, без сомнения, самое тревожное и грозное время Великой Отечественной войны. Летом 1942 года начинается знаменитая Сталинградская битва, которую многие считают одной из наиболее судьбоносных и переломных в истории Великой Отечественной и всей Второй мировой. Однако мало кто знает, что практически в это же самое время происходило ещё одно сражение, важность которого до сегодняшнего дня не оценена историками до конца. Этим сражением является битва за Воронеж.
Каждый человек, интересующийся историей Великой Отечественной войны, прекрасно знает о Невском «пятачке» при обороне Ленинграда, однако мало кто знает о том, что подобный плацдарм существовал и в Воронеже. В конце августа – начале сентября 1942 года командование Красной армии предприняло попытки закрепиться на правом берегу Воронежа, создав там плацдарм. Далеко не с первого раза, но советским военнослужащим удалось выполнить поставленную перед ними задачу. Этот плацдарм получил название Чижовский, а среди защищавших его военнослужащих он именовался не иначе как «Долиной смерти».
Бои за Чижовский плацдарм продолжались до самого освобождения города и даже сегодня здесь продолжают находить останки солдат. На сегодняшний день на братской могиле Чижовского плацдарма захоронено более 15 000 советских военнослужащих, при этом известны имена только 3545 человек. Стоит сказать, что братская могила солдат, погибших на Чижовском плацдарме – это самое крупное воинское захоронение в Воронеже времён Великой Отечественной войны. И именно с Чижовки советскими войсками был нанесён один из главных ударов во время освобождения города в январе 1943 года.
В итоге непрекращающихся кровопролитных боёв за Воронеж была скована большая немецкая группировка войск, которую противник так и не смог использовать под Сталинградом. Битва за Воронеж создала все предпосылки и условия для победы советских войск под Сталинградом.
Разгром немецко-фашистских войск под Воронежем в ходе Воронежско-Касторненской операции с полным правом позволяет говорить о ней, как о крупном успехе советских войск.
Вся моя семья из Воронежской области. Это наша малая родина.
Я хочу рассказать о реликвии, которая хранится в нашей семье более восьмидесяти лет. Это ложка. Да обыкновенная серебряная столовая ложка.
В сорок втором году вся область, не только Воронеж, подвергалась массированным бомбардировкам. И в огородах, да, прямо в огородах жителей стояли зенитные батареи. Вот такие зенитки базировались на огороде моей бабушки. Солдат- зенитчиков расположили в сараях, домах жителей. У бабули домик был небольшой, две комнатки. В одной жила она с двумя детьми, а в другой расположился командир зенитной батареи и несколько солдат.
Моя мама, ей было четырнадцать лет, ее десятилетняя сестра и бабушка стирали, штопали одежду нашим воинам. За это они давали мыло( В ту пору стирали и мыли голову древесной золой. Мыла не было.), делились продуктами. Мужчины помогали по хозяйству. Бабушка рано осталась без мужа. Дед скоропостижно умер еще в 33 году.
Однажды капитан попросил привести в порядок шенель, но прежде чем стирать, сказал, чтоб распорола подкладку и вытащила от туда малитвы, которые зашила мать, когда он уходил на фронт. Там были две молитвы " Отче наш" и " Живые в помощь". Капитан был коммунистом, в то время все были атеистами. Он рассказывал: " Бой. Вокруг море труппов, а на мне ни царапины! Что это? Молитвы помогают? Или просто счастливый такой, в рубашке родился?"
И вот когда поступил приказ передислацироваться в другое место, капитан подарил , оставил на память, в благодарность ложку. Мы не знаем, живым ли вернулся домой это офицер или нет.Верим, что живым,молитвы сохранили бойца. Эта ложка как память о нем и всех защитниках нашей родины хранится в нашей семье и по сей день.