Более 70 лет назад завершилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой она не коснулась. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья боролась с фашистами и победила. Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Я задалась вопросом: Кто они - дети войны? Как они пережили страшные четыре года? О чём мечтали? Какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Эта тема актуальна, потому что их, к сожалению, становится всё меньше и меньше среди нас. Это истории реальных людей. Первая история девочки Нины. Ей в июне 41 было всего 4 года.
Полякова Нина Яковлевна:
⁃ Мой папа перед самой войной работал машинистом паровоза. Поскольку он был очень хороший работник, то его в 41 году на войну не призвали, наложили бронь. Папу оставили в тылу, он увозил наш металл с металлургического завода на заводы, где делали оружие. Обратно возвращаться не приходилось, потому что едва состав приезжал, хозяева тех заводов видели, что пришел локомотив, они его тут же загружали, и он вёз уже готовую продукцию ближе к линии фронта. Когда папа домой вернётся было вообще неизвестно, это месяцами длилось.
Мне 17 июня 1941 исполнилось 4 годика, а через 5 дней началась Великая Отечественная война.
Маме деваться некуда, она закрывала меня маленькую в четырёх стенах, забивала форточку, чтоб я не вылезла, а сама уходила в крупносортный цех работать вырубщиком металла. И вот она целую смену работала с утра до ночи. А я, сидя в четырёх стенах, боялась крыс, которые лезли из-под пола, их было так много… У меня был жутких страх, я плакала с утра до ночи, крысы грызли пол и лезли в дом, потому что чувствовали, что здесь есть пища, которой на самом деле практически не было. Голод был страшный враг. Каждую минуту хотелось что-то съесть, а мама говорила: «Меньше двигайся, тогда меньше будет хотеться есть».
Нам в наш барак, в котором мы жили, перед Новым годом по какой-то причине провели радио, тогда, когда я оставалась одна дома, могла узнавать новости о происходящем на фронте. Мама приходила домой, едва волоча ноги, сразу опускалась на стульчик, стоявший рядом с дверью, она сидела, смотрела в одну точку, даже не моргая. Я боялась только одного, лишь бы она не умерла, я думала, как мне её спасти. Чем дальше продолжалась война, тем тяжелее было людям, потому что дисциплина была железная. Смотрела я тогда на маму и не знала, что существует слово - депрессия. Просто видела, что она уже последние свои силы отдала. Я бросалась к ней, снимала с неё мужские ботинки тяжёлые, рассказывала все новости с фронта, которые услышала в сводках по радио, говорила о том, что сделала все по дому. И когда едва заметная улыбка появлялась на маминых губах, я уже считала, что всё - смерть побеждёна!!!
В заключение хочу сказать, русский народ всегда говорил: «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим».
А вот ещё одна история. Маленькая Людмила родилась 20 апреля 1941 года. Всего за 2 месяца до начала войны. А вырастили её бабушка с дедушкой и 3 тётушки - Маргарита, Зоя и Екатерина, которым самим тогда было по 13, 15 и 17 лет.
Конышева Людмила Николаевна:
- В 41 году я родилась. Жила с дедушкой, бабушкой и тремя тётками. Они воспитывали меня. Я родилась кило восемьсот и бабушка меня допаривала в медном тазе, на печке, на ладошке, а все говорили, что у Мининых родилась кошечка. Весь квартал ходил смотреть на кошечку, а из кошечки вот получилась я такая. Я окончила 10 классов, педучилище, работала фельдшером в приёмном покое. Отец пошёл на срочную службу и служил на монгольской границе. В 41 году, когда началась война, его призвали служить в Москву, а после этого он пропал, известий про него не было. Воспитывали меня бабушка с дедушкой.
Когда в школу я пошла, дедушка сшил мне сапожки красные маленькие, а бабушка из подклада своего пальто сшила платье, и с тряпочной сумкой в этой одежде я пошла в первый класс.
Сами еще юные тётушки работали на заводе, получали с хлеба 400 и 800 граммов. И то эту маленькую дозу хлеба приносила для меня. Мы держали своё хозяйство и за счёт него выжили. Бабушка всё время ждала сына, как он вернётся с войны, а сына то не было больше. Годы войны были очень тяжёлые и голодные. Те, кто работал на предприятиях, получали 400 граммов хлеба, а кто работал на тяжёлом физическом труде - 800 граммов. Когда нам дедушка приносил эти 400 граммов, мы как галчата стояли, смотрели на него. Он разрезал всем по кусочку, а если кто-то угостит меня маленькую конфеткой, я делила её на семь частей, чтобы всем достался кусочек сладости.
Война давно позади, но память о тех тяжёлых годах, о тех, кто защищал нашу родину, отдал свою жизнь за нас, за наше светлое будущее, живёт в наших сердцах.
Понятия “дети” и “война” несовместимы. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, что происходит. Почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены нужно бежать в бомбоубежище… Много детского «почему», но чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Селюнина Александра Гавриловна. Она родилась 15 июля 1938. В 41 ей было всего 3 года.
Селюнина Александра Гавриловна:
⁃ Я очень хорошо это помню. Ребят соберут на сенокос, мы всё лето работали. Нас посадят на лошадь, мы увозили зерно, лён помогали убирать, картошку, снопы вязать. Помнится, раньше было очень много налогов. Нужно было сдавать шерсть, масло, яйца. А если у нас, допустим, не было кур, мама обменивалась с соседями, она им молоко, а они нам яйца. Мы собирали колоски, крапиву, траву, грибы. Всё это сушили, а зимой это готовили. Мы не знали ни конфет, ни машин не видали с поездами, вообще в глушь. 4 километра. Жили в школе, то на стульчике, то на партах, потому что ходить далеко очень домой, особенно весной, потому что разлив, ходить нельзя, сыро, а мы в лаптях, ходили всё время в лаптях.
Дети войны - это нынешние 80-летние пенсионеры, чьё детство пришлось на страшные годы войны. Наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Маленькие дети вынесли всё, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Их становится всё меньше и меньше. Дают знать о себе прошлые недетские физические нагрузки, а мучает их сейчас боль воспоминаний.
Автор: Юлия Минуллина