Найти в Дзене

Как встретили День Победы в Лондоне в 1945 году

Экземпляр текста Акта о безоговорочной капитуляции Германии на русском языке. Самый долгожданный, самый выстраданный документ  ХХ века.
Экземпляр текста Акта о безоговорочной капитуляции Германии на русском языке. Самый долгожданный, самый выстраданный документ ХХ века.
Время от времени на блошиный рынок в Биргу приезжает торговец, молодой парень, помешанный на военной тематике. Между нами давно нет никаких недомолвок. Я сразу же сказала, что я русская, что меня интересуют все его раритеты, но покупать я ничего не буду – мне банально сейчас ничего отсюда не вывезти по причине отмены почтового сообщения между нашими странами. Меня интересуют совершенно конкретные вещи – всё, что связано с конвоем «Санта Мария», единственным пробившимся на Мальту в августе 1942 года и фактически спасшим жителей острова от голодной смерти.

К моему удивлению, парень как-то по-доброму отнёсся ко мне и моим изысканиям. Я могу делать любые фотографии его раритетов, если нет клиентов, он мне объясняет, какая вещь откуда и с чем связана. В прошедшее воскресенье он почему-то не приехал, но я-то уже здесь, не разворачиваться же обратно.

Газета, найденная мною на блошином рынке в Биргу. Выпуск посвящён одному дню в истории Лондона - дню, когда стало известно о  безоговорочной капитуляций Германии.
Газета, найденная мною на блошином рынке в Биргу. Выпуск посвящён одному дню в истории Лондона - дню, когда стало известно о безоговорочной капитуляций Германии.

В другом конце рынка торгует старик. На его лотке всегда старые газеты, фотографии, гравюры, какие-то немыслимые книги типа «Истории мирового колониализма» на португальском языке. Но меня всегда интересуют газеты, опять же связанные с «Санта Мария». Я всегда просматриваю их по принципу: вдруг повезёт. И мне повезло – среди кипы старых газет я вырыла Дейли Скетч (The Daily Sketch), датированную 9 мая 1945 года. Издание, продававшееся тогда за 1 пенни, было целиком посвящено одному дню, который мы теперь называем День Победы. Там были статьи, фотографии, выдержки из торжественных речей.

Фотография королевской семьи на балконе Букингемского дворца.
Фотография королевской семьи на балконе Букингемского дворца.

На первой странице – фотография королевской семьи на балконе Букингемского дворца. Король, Королева, принцессы Елизавета и Маргарет. И Георг VI, и будущая Елизавета II в военной форме, что не удивительно. Отец начал свою военную карьеру, скрыв настоящее имя и происхождение, и сражался вместе со всеми как гардемарин Джонсон во время Первой мировой войны. Его дочь служила в армии во время Второй мировой, дослужившись до звания лейтенанта.

Фотографии того памятного дня.
Фотографии того памятного дня.

Вот они, торжественные мероприятия. Огромное скопление людей на площадях и улицах, процессии и служба в Вестминстерском аббатстве, церемониал в Гвардейской часовне. Складывается впечатление, что показано лишь то, куда успели репортёры. Не сомневаюсь, интересного в тот день было гораздо больше.

Британия подвергалась страшным бомбардировкам со стороны фашистов. Это церемониал на месте разрушенной Guards Chapel (Гвардейской часовни).
Британия подвергалась страшным бомбардировкам со стороны фашистов. Это церемониал на месте разрушенной Guards Chapel (Гвардейской часовни).

В газете не только много фотографий с мест событий, но и первые попытки анализа, что было и что же дальше. Много написано о героизме нации, беспримерном подвиге её сынов и дочерей, преодолении трудностей и страданиях на пути к Победе.

Вот о чём писали газеты в тот день.
Вот о чём писали газеты в тот день.

Основное внимание приковывает заголовок "Шесть судьбоносных лет". Автор статьи пытается очень коротко изложить своего видения, что же собственно, за это время произошло. Из основных военных событий - Сталинград, Эль-Аламейн, Мальта и, конечно же, высадка союзников в Нормандии. Кому как, а мне лично не хватает битвы за Москву, героической защиты Ленинграда, Курской дуги, Ясско-Кишинёвской операции, не говоря уже об освобождении Европы. Интересен порядок упоминания руководителей стран Антигитлеровской коалиции: Черчилль, Рузвельт, Сталин. Справа - налево.

День Победы пока называют Днём радости.
День Победы пока называют Днём радости.

Упоминание о наших военачальниках появляется ещё раз, когда фельдмаршал Монтгомери вместе с советским маршалом Рокоссовским поднимают бокалы "За здоровье Черчилля, Сталина, Трумэна и в память о Рузвельте" во время памятной встречи советских и союзнических. Кстати, здесь единственный раз фигурирует слово "советский".