192,6K подписчиков

«Омоложение – это повышение дееспособности старика, позволяющее переместить назад его возраст». Н. Амосов и его эксперимент по омоложению

91K прочитали
– Я почувствовал, что меня настигает старость. Это произошло спустя полгода после того, как я оставил профессию.

– Я почувствовал, что меня настигает старость. Это произошло спустя полгода после того, как я оставил профессию. Сил стало меньше, «заржавели» суставы, походка стала шаткой, а тело – тяжелым, словно от усталости после рабочего дня. Меня это не пугало, но печалило, даже озлило: без боя я сдаваться не собирался, – такие мысли все чаще стали посещать известного ученого, хирурга Николая Амосова после того, как он встретил свое восьмидесятилетие.

Ведомый этими мыслями, Николай Амосов начал изучать различные гипотезы о том, почему человек стареет. На этот счет у ученого также была и своя версия. Опираясь на нее и на гипотезы двух физиологов, Николай Амосов решил провести эксперимент, чтобы проверить, возможно ли омоложение в его возрасте. После десяти месяцев эксперимента Николай Амосов рассказал о своих победах и неудачах в нем.

«Это значит, что у меня еще есть пять-семь лет жизни»

Перед тем, как приступить к своему эксперименту, Николай Амосов изучил не только гипотезы о механизмах старения. Он также ознакомился и со статистикой, чтобы иметь представление о том, сколько лет он сможет еще прожить.

Ученый узнал о том, что человек в возрасте семидесяти лет в среднем проживает еще тринадцать лет. Те, кто достиг восьмидесятилетнего возраста (как на тот момент Николай Амосов), в среднем живут вдвое меньше – шесть с половиной лет, а девяностолетние – два года.

– Это значит, что у меня еще есть пять-семь лет жизни. Да и какая это жизнь. Существенная доля физического здоровья утрачивается, а дальше следует неизбежное дряхление. В этом можно убедиться, понаблюдав за людьми разных возрастов. Движения детей легки, а старики едва отрывают ногу от земли, словно несут на своих плечах большой груз. Эти «утяжелители» я ощутил и на себе, – говорил Амосов.

Николая Амосова страшила мысль о том, что остаток его жизни будет проходить в нарастающих болезнях, немощи, а возможно, и в оскудении ума. Ученый не хотел смиряться с этим, поэтому и начал изучать различные гипотезы механизмов старения.

Первое, на что обратил внимание Николай Амосов, это отсутствие единого мнения в том, почему одни люди стареют быстрее других. В этом вопросе некоторые ученые оспаривали даже важность наследственного фактора. Да и сам Амосов был исключением из этого правила. По словам ученого, все его родственники умирали между пятьюдесятью и шестьюдесятью годами от болезней. У Николая Амосова также было больное сердце, но это не помешало ему дожить до восьмидесяти лет.

Амосов высказал свое предположение, почему одни люди стареют быстрее других. Он считал, что в каждом живом существе заложена биологическая программа старения. К слову, схожая версия на этот счет была и у академика Натальи Бехтеревой, которая называла эту программу «матрицей жизни и умирания».

Свое предположение Амосов объяснял так: в соответствии с биологической программой каждому живому организму отпущен свой запас энергии. Когда запас энергии снижается до определенной отметки, происходит переход на следующий этап программы. Николай Амосов считал, что человеческая жизнь подразделяется на три этапа: развитие, период размножения и доживание.

– Я почувствовал, что меня настигает старость. Это произошло спустя полгода после того, как я оставил профессию.-2

Эксперимент Амосова и его результаты

Николай Амосов соединил гипотезы физиологов Аршавского и Никитина и заключил, что борьбу со старением нужно начинать с физических нагрузок. По какому принципу ученый определял эту нагрузку для себя?

– Логично в определении нагрузок ориентироваться на наших древних предков. Предположим, что наши предки ходили и бегали не менее десяти часов в стуки, то для этого им требовалось 3000 тысячи калорий энергии – столько отмерила природа, чтобы поддерживать в человеке необходимую тренированность для выживания и продолжения рода, – рассуждал Николай Амосов.

По подсчетам ученого, примерно столько же калорий расходует абхазский долгожитель, который работает по два-четыре часа в колхозе и еще выполняет работу по дому. А пенсионер, который много времени проводит за телевизором, тратит 2000 калорий. Следовательно, ему нужно расходовать еще тысячу калорий.

Николай Амосов говорил, что это немалая нагрузка: это четыре часа ходьбы или неторопливой работы в саду. Причем такая нагрузка должна быть ежедневной. Если отказаться от нее на два-три месяца, то эффект тренировок от предыдущих месяцев исчезнет.

Нужно сказать, что до этих расчетов Николай Амосов ежедневно делал зарядку, которая состояла из тысячи движений, и пробегал по два с половиной километра. Ученый посчитал, что на эти активности он затрачивает всего четыреста калорий. К этому нужно было добавить еще шестьсот.

Теперь нагрузки Амосова были такими – утренний бег шесть километров. На это уходило около часа. Гимнастика с гантелями. Ученый увеличил привычную тысячу движений (наклоны вперед, прогибы назад, повороты корпуса, движения рук вверх и вперед) до полторы тысячи. Эти движения он делил на три-четыре приема. Кроме этого он ходил пешком по тридцать-сорок минут в день. В итоге на все нагрузки уходило около трех часов ежедневно. Николай Амосов также выполнял дыхательную гимнастику по методу Бутейко, умеренно ел.

Проводя свой эксперимент, Амосов говорил, что, несмотря на все упражнения, у него нет надежды в то, что он сможет прожить лишних пятнадцать-двадцать лет. Так как свой эксперимент он начал слишком поздно. Но все же он верил, что эффект от него будет, если не на лишних годах, то уж точно – на качестве жизни.

– Я почувствовал, что меня настигает старость. Это произошло спустя полгода после того, как я оставил профессию.-3

Николай Амосов сообщил, что спустя десять месяцев тренировок он чувствует себя совсем здоровым. Но было и одно «но». Ученый говорил о том, что его иногда одолевали сомнения, стоит ли ради всего этого тренироваться по три часа в день.

– Я добился хороших результатов, а настроение плохое: мое омоложение не востребовано. Ко мне вернулись силы и общественные потребности, но мой поезд уже ушел. Я выбыл из профессии, и теперь там вполне обходятся без меня. «Мода на Амосова» закончилась. Поверить бы в Бога, и сразу появился бы недостающий смысл. Увы, смерть я воспринимаю как конец всему. Но я и дальше буду продолжать свой эксперимент просто из человеческого любопытства, – говорил Амосов. Ученый ушел из жизни в 89 лет.