История 1.
В 1972 году меня призывают в армию, как офицера запаса. Конечно в автомобильное подразделение, что соответствовало моему образованию и работе , связанным с автомобильной техникой.
Я, молодой лейтенант, назначен на должность командира автомобильного взвода. У меня во взводе 25 грузовых автомобилей ГАЗ-66 ( немного могу ошибиться, ведь прошло 50 лет! ) и один автомобиль ГАЗ-51.
ГАЗ-66
ГАЗ-51 Это было моё первое самостоятельное задание. Получил приказ, взять из своего взвода автомобиль ГАЗ-66, организовать погрузку и доставить груз по назначению ( какой именно не помню). Я-старший машины, за рулем солдат 2-го года службы (достаточно опытный).
Рейс проходит спокойно, движение, в основном, по просёлочным грунтовым дорогам вне населённого пункта. Впереди наблюдаем спуск, сужение дороги и небольшой мост. "Снижай скорость, мостик узкий "- даю команду водителю. Скорость снижена, мост приближается и вдруг "полетело небо"! На ходу открылась кабина!
Я ударился головой о лобовое стекло, спасибо военной фуражке с твёрдым козырьком, она смягчила удар, обошлось без травмы, но испуг был!
Водитель оказался большим молодцом, не растерялся, вскочил ногами на сиденье, наклонился и удержал рулевое колесо, хотя оно оказалось глубоко внизу.
На автомобиле ГАЗ-66 рулевой вал состоит из 2-х частей, соединенных карданным шарниром, это помогло сохранить управление автомобилем в данной ситуации. Помогло, конечно, и состояние дорожной обстановки - пустая дорога и небольшая скорость.
Остановились, успокоились, осмотрели автомобиль.
Оказалось, что у запорного механизма кабины автомобиля ГАЗ-66 существует вероятность неполной её фиксации (кабины). Необходимо тщательно проверять закрытие кабины перед началом движения!
Перед последующими поездками я это делал обязательно и требовал это у водителей. Попрыгал, если кабина не трясётся, не смещается, можно ехать. А еще мы стали монтировать запорное дополнительное устройство, как у окон, только побольше размером.
Интересный факт, автомобили ГАЗ-66 более позднего выпуска, стали оснащаться таким дополнительным устройством уже при сборке на заводе.
Рейс был закончен благополучно. Прибыли, разгрузились и в обратный путь. Поставленная задача была выполнена.
История 2. Совсем короткая история. Совсем "зеленый" лейтенант (почти). До сих пор вспоминаю, чем могло бы все закончиться!
Получил приказ, перегнать автомобиль ГАЗ-51 с одноосным прицепом "роспуск" на объект. Такой прицеп используется при перевозке длинномерных грузов: труб, досок итп.
Я старший машины, за рулем солдат срочной службы ( опытный, выезжал с прицепом и раньше). Выехали пораньше , когда было совсем мало транспортных средств на дорогах. Ехали не быстро, машина с прицепом требовала повышенного внимания, аккуратности при вождении.
На просёлочных дорогах, по мере удаления от города, машин становилось всё меньше.
Поехали быстрее, совсем хорошо стало! И вдруг, глазам не верю! На повороте, поглядев в зеркало заднего вида, я не увидел прицеп! " Стой, на обочину" - кричу водителю. "Где прицеп? " Водитель сидит, хлопает глазами. Минутная растерянность, дурные мысли в голове!
" Поворачивай, едем искать" - водителю.
Через 2 км, примерно, на обочине , на краю кювета стоит наш "дорогой"-прицеп. Никаких следов какого-либо происшествия не находим. Присоединяем прицеп и здесь обнаруживается причина происшествия.
Позиция 12- палец защёлки буксирного крюка. Вставляется в отверстие.
Нет пальца защёлки буксирного крюка автомобиля, который не даёт самопроизвольно открыться буксировочному устройству ! Я, честно говоря, и не знал про это, а водитель, просто, забыл.
Для меня это был урок на всю жизнь. "Доверяй, но проверяй !" Любое малознакомое дело, надо изучать самым подробнейшим образом. А что не понятно, спрашивать у более опытных людей.
Так с приключениями, но всё-таки без тяжёлых последствий, закончилось для меня выполнение одного из первых, по службе ,заданий!
История 3. Кошмарное лето 1972 года. В результате пожаров 1972 года в Московской области были сгоревшие деревни и погибшие люди. Дым с горящих торфяников доходил и до Москвы. Лето было очень жарким, температура в июле доходила до 35 градусов. Сильный ветер "помогал" пожарам распространяться с большой скоростью. Для тушения пожаров были привлечены воинские части, в том числе и автомобильные подразделения. Мы возили десантников на тушение пожаров и другие грузы: продовольствие, средства пожаротушения итп.
Во второй половине августа пошли дожди, они помогли справиться с пожарами к началу сентября. В один из дней, вернувшиеся с пожара, водители рассказали, про провалившийся в горящий торф , бульдозер или экскаватор (точно не помню), водитель выскочил.
Но этим событиям предшествовали другие. По плану боевой подготовки для допуска молодых водителей до вождения транспортного средства, мы готовились к совершению 500- километрового марша. Готовили технику, в назначенное время л.с. был поднят в 2 часа ночи по тревоге.
Я вёл взводную колонну на ГАЗ-51 (во взводе была одна такая машина, остальные ГАЗ-66). Почему я сидел именно в ней не помню! Двигались всю ночь, были остановки, контрольный осмотр машин.
Днем стало припекать, а в моей машине начал перегреваться бензонасос и машина глохла. Во фляге я держал воду (неприкосновенный запас) , полил на бензонасос, охладил и едешь дальше.
Перед ночным привалом проезжаем большое село. Выходной день, толпа жителей села по обе стороны дороги встречают нас. Моя машина опять глохнет, останавливаемся на обочине.
К нам подходит дед, с ехидненькой улыбкой: " Сломался милок? " Я отвечаю : " Сейчас все исправим и поедем."
Водителю: " Полей водичкой на бензонасос. " Сидит и молчит. Потом отвечает: " Нет воды, я её выпил!" Теперь минуту молчу я. Говорю ему: " Я же рядом сидел. Когда выпил воду?" " Вы выходили регулировать движение, я и выпил воду. "
Вернулся дед, принес полведра воды, полили бензонасос и поехали.
Привал на берегу реки. Готовимся к ночному отдыху. Кухни готовят обед и ужин. Все в предвкушении отдыха, и солдаты и офицеры!
Продолжение следует!