ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
-Зият-ага! Я прошу тебя найти Рустема-пашу и передать ему ключ. Как тогда, помнишь? - сказала Михримах и вытащила из шкатулки тот самый медный ключ. Евнух понимающе закивал и взял его из рук принцессы.
-Передай ему, что я буду его ждать сегодня вечером в Мрамором павильоне. Если он не сможет прийти, то обязательно и незамедлительно сообщи мне.
-Я все сделаю, госпожа! - Зият-ага поклонился и вышел из покоев. Михримах подошла к зеркалу и улыбнулась своему отражению. Ей просто необходимо встретиться с Рустемом. Уже два дня, как он вернулся, но девушка его не видела. Ходило много разговоров, а особенно среди девушек в гареме о смелости и отваге третьего Визиря. Михримах не знала, был ли Рустем у повелителя, но то, что голову мятежника Челеби доставили султану это знали все.
Почти до обеда Михримах с Амарой и ещё несколькими девушками-вышивальщицами трудились над новой партией товара. Это занятие немного отвлекало от мыслей о Рустеме, но предвкушение о встрече с мужчиной наполняло сердце принцессы нежными чувствами. Ей хотелось петь и танцевать от радости. Михримах то и дело улыбалась, от чего девушки несколько раз отметили вслух, что их госпожа в прекрасном настроении. И только Амара знала о истинном веселье в душе принцессы.
После обеда Михримах с Амарой вышли на прогулку. Она ждала, что вот-вот появится Зият-ага и сообщит ей долгожданную новость. Но евнуха нигде не было видно.
-Где же Зият-ага? - вопрошала принцесса у своей верной служанки.Амара пожала плечами. Действительно, на предусмотрительного евнуха это было не похоже.
-Может он ищет Рустема-пашу? - предположила Амара.
-Может быть. - опечаленно ответила принцесса. - Но как-то странно все это. Никто не говорит о том, что после приезда видел Рустема в Топкапы. А ведь он должен был прийти к повелителю.
-Госпожа!Голову Челеби доставили. Я сама видела, как ларец несли в покои падишаха. - сказала Амара. - Скорее всего у Рустема-паши много дел. Думаю, что скоро придёт Зият-ага и все расскажет.
Эти слова немного успокоили юную дочь султана. Амара с теплотой посмотрела на госпожу. Принцесса оделась в красивое синее платье, которое переливается ультрамариновым блеском при свете яркого солнца. Изысканная корона тонкой работы сверкает голубыми топазами. Принцесса так любит именно этот камень. Амара сама уложила роскошные волосы госпожи. Девушка понимала, что все это для Рустема-паши. Луноликая госпожа по настоящему влюблена в мужчину.
Тихий летний вечер опустился на дворец. Михримах из своих покоев слышала, как девушки из гарема готовятся к ужину. Шутки и взрывы смеха доносились оттуда. Только дочери султана было не до смеха. Зият-ага так и не появился.
-Амара! Что-то случилось. Зият-ага никогда так не поступал. - взволнованно сказала принцесса своей служанке, когда та пришла её звать к ужину в покои Хюррем-султан. Свидание, на которое так надеялась Михримах сорвалось. Амара сама была сильно удивлена. Зият-ага очень пунктуальный. И куда он запропастился.? Михримах не хотела идти ужинать, но Амара настояла. Ведь тогда возникнет столько вопросов у хассеки. Принцесса пошла, хотя есть ей совершенно не хотелось. Поковырявшись в тарелке, Михримах под предлогом усталости удалилась в свои покои. Она действительно чувствовала себя разбитой. Настроение её в конец испортилось. Почему все идёт не так, как надо? Тревога наполнила все её существо. Михримах не хотела думать о плохом, но предательские скверные мысли так и лезли в голову. Амара пыталась успокоить госпожу, но дочь султана грустно вздохнула и произнесла:
-Амара, что же могло случиться? Надо послать кого-нибудь на поиски Зията-аги. А вдруг что-то случилось с ним?И с Рустемом тоже? - при этом по спине принцессы пробежал жуткий холодок. Амара открыла было рот, но ничего не успела сказать. В дверь постучали, и на пороге появился потерявшийся евнух. Госпожа и служанка взглянули на слугу и были поражены его видом. Зият-ага в перепачканной и порванной одежде понуро стоял перед ними. Из-под его тюрбана виднелась повязка. Лицо евнуха бледное с глубокими царапинами.
-Госпожа! - еле слышно произнёс Зият-ага, трясущимися губами. Он виновато опустил голову.
-О, Аллах! - воскликнула принцесса и кинулась к слуге. Амара тоже подбежала.
-Зият-ага? Что произошло? Кто с тобой сотворил такое? - Михримах осторожно коснулась плеча евнуха.
-Госпожа, я... Я не знаю.. - пролепетал бедный человек.
-Иди сюда! - принцесса взяла его за руку и усадила на маленькую кушетку. - На тебя напали?
Она оглянулась на Амару. Но её верная служанка только качала головой. Зият-ага не смотрел на девушек, поэтому Амара не могла понять мыслей евнуха.
-Госпожа. Он в таком состоянии....Может не стоит его пытать? - сказала служанка, сочувственно его разглядывая. Но тут евнух вскинул голову:
-Я расскажу! Все расскажу! Госпожа, я ни в чем не виноват перед вами! - Зият-ага сполз на колени.
-О, Аллах! Садись, прошу тебя! - принцесса затрясла головой в знак протеста.
ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ РАССКАЗАЛ ЗИЯТ-АГА:
- Я вышел из дворца и пошёл на поиски Рустема-паши, как вы мне и велели, госпожа! Сначала я думал, что он на корабельной верфи, потому что слышал, что вроде бы его видели там. Но, когда пришёл,, то Рустема-паши там не оказалось. Я направился к нему домой. И тут меня тоже постигла неудача. Мне открыл дверь его помощник. Тот здоровяк, который приезжал с ним, когда пропали наши шехзаде. Даган его зовут. Так вот, он мне поведал, что паши вообще нет в Стамбуле. Но где он, Даган мне не сказал. Сообщил, что у Визиря очень важное неотложное дело. И все! Уже на улице я вытащил ключ и хотел было снова позвать мужчину, чтобы передать ему, но потом передумал. Ведь вы, велели отдать его в руки именно Рустему-Паше. Я поспешил в Топкапы, чтобы все рассказать вам, как вдруг в узком переулке услышал чьи-то шаги. Я не успел оглянуться, меня схватили и несколько раз ударили лицом о стену. Затем повалили на землю. Я пытался сопротивляться, но очень сильный удар по голове... И больше я ничего не помню. Очнулся я в каком-то доме, как оказалось потом, проходящие мимо старушки меня заметили и принесли в свое жилище. Они перевязали мне голову, умыли лицо.. И даже хотели дать одежду, но я отказался. Я видел, что в доме у них скудная обстановка. И сами почтенные хатун одеты в обноски. Женщины напоили меня целебным отваром, от которого мне стало значительно лучше. Я хотел их отблагодарить, но в моих карманах не оказалось денег.. И ключ тоже исчез. Я понял, что меня обокрали. До вечера мне пришлось побыть у них. Сердобольные старушки беспокоились за меня и не хотели отпускать, предложили мне остаться на ночь. Но я понимал, что вы сильно будете волноваться, поэтому заверил их, что со мной все хорошо. Я вышел на улицу и пошёл. У меня кружилась голова, но около площади меня встретил тот мальчишка, может вы помните, который работает подсобником на базаре. Его зовут Умар. Он на тележке довёз меня до Топкапы. И так я оказался здесь.
Зият-ага протяжно вздохнул, закончив свой рассказ.
-О, Аллах! Аллах! - Михримах прижала ладони к щекам. Так вот, что произошло с её слугой.
-Зият-ага! Почему же ты не скажешь, что думаешь на Мерджана-агу? Ты ведь встретил его совсем недавно во Дворце. - подала голос Амара, которая внимательно слушала и следила за евнухом. Михримах расширила глаза.
-Мерджан-ага? - спросила она. - А этот, что тут делает? Амара правду говорит? Почему ты думаешь на него?
Зият-ага снова выдавил из себя вздох:
-Я шёл к вам, госпожа, а... Этот мерзкий слуга Иблиса попался мне на пути. Он противно улыбался, а затем спросил:Ну, как твоя прогулка, Зият-ага? Не боишься, что тебе достанется от госпожи?
Вот я и подумал, а не его ли рук это дело? Откуда же ему знать, что я выполнял ваше поручение?
-Значит он следил за тобой. - вставила Амара. Принцесса и евнух уставились на служанку.В голове Михримах стали появляться проблески догадки.
-Мерджан-ага! Опять он! - произнесла дочь султана. Затем резко вскочила.
-Это опять происки тётушки Шах! Я ведь слышала, что она просила повелителя, чтобы назначить его старшим слугой в Топкапы. По этому поводу сам Сюмбюль-ага сильно расстраивался. Неужели отец удовлетворил просьбу тётки?
Михримах хлопнула по столу ладонью. Принцесса была сильно рассерженна.
-Так и есть! Скорее всего не он сам, а кто-то подосланный шёл за тобой. И не один, а несколько человек.
Девушка посмотрела в окно.
-Я сейчас же поеду к Шах-султан. Она вздумала запугивать моих слуг?
-Госпожа? Не слишком ли поздно? - с сомнением спросила Амара.
-Нет, не поздно. И не отговаривай меня! - отчеканила принцесса.
-Зият-ага! Ты мне потом покажешь, где живут эти милые старушки. Я их отблагодарю, как тому подобает. И Умара тоже.
А сейчас... Амара, отведи Зията в лекарскую. Скажи, что ты нечаянно упал.
-Госпожа,но мне уже лучше. Намного. - запротестовал евнух.
-Не спорь, Зият-ага! Тебя должен осмотреть врач. - уже мягче произнесла принцесса. - И никому ни слова! - девушка прижала палец к губам.
-Я тебя не понимаю, Михримах? О чем вообще речь? - Шах-султан была удивлена довольно поздним визитом племянницы.
-Вы меня не слышите, госпожа? С каких это пор ваш слуга Мерджан-ага ведёт грязные игры? И с чего это вам вздумалось ставить его главным слугой в Топкапы? - Михримах стояла с гордо поднятой головой. Её синие глаза сверкали, словно молнии. В этот момент она напоминала своего отца, Великого султана Сулеймана.
-Повелитель сказал, что подумает о его назначении на этот пост. - произнесла Шах.
-Вот именно, что подумает. - усмехнулась принцесса. - Так какого.. черта он ошивается во Дворце?
-Михримах! - султанша развела руками. - Разве так подобает разговаривать дочери падишаха?
Михримах медленно подошла к тётке и отчеканила:
-Я говорю, так, как вы этого заслуживаете. Сегодня ваш слуга организовал нападение на моего евнуха Зията-агу! Ясно, что по вашему приказу! Что вы себе возомнили?
-Успокойся, Михримах. - спокойно отреагировала Шах. - Это все неправда. С чего ты это взяла?
-Вы будете отрицать? - принцесса немного замешкалась, но виду не подала. - Моего слугу избили и ограбили.
-А приехала ты сюда вот за этим! - раздался голос за их спинами. Михримах и сестра султана обе повернули головы. Эсмахан незаметно вошла в покои. Она высокомерно улыбалась. В её руке принцесса увидела ключ. Тот самый ключ, который она дала сегодня утром Зияту-аге.Первым побуждением было подбежать и выхватить его с рук Эсмахан, но Михримах сдержалась.
-Эсмахан, доченька, что все это значит? - спросила Шах удивлённым голосом. Или они обе за одно или же... Михримах пожалела, что не взяла с собой Амару. Впрочем, слуг до разговоров династийных родственников не допускают.
-А то, матушка! - Эсмахан покрутила ключ за шнурок в воздухе. - Наша несравненная принцесса послала эту незатейливую вешицу Рустему-Паше. Но Мерджан-ага раскрыл их план. Это я ему приказала!
Шах ошарашенно подняла тонкие змеинные брови. Её рот тоже по-змеиному открылся, а затем опять закрылся. Михримах, конечно, тоже удивилась, но приказала самой себе бурно не реагировать. Оказывается её кузина решила свести счёты.
--Рустем-паша хочет сделать себе карьеру за счёт Михримах. А она дурочка не понимает! - продолжала изголяться Эсмахан. Принцессе захотелось влепить пощёчину двоюродной сестре, но и тут она сдержалась. Слова про карьеру зависли в её мыслях. Так вот оно что! Догадка осенила почти моментально. Это Эсмахан послала ту женщину, Туран-хатун к ней. Но одна она не могла такое придумать. Кто-то ей помогал, вернее надоумил.
Михримах покивала головой, затем подошла к девушке.
-Какая ты гадкая, Эсмахан! Строишь козни. Ты думаешь я ничего не знаю? Но смотри, как бы тебе самой не пришлось тяжко! - принцесса улыбнулась краешком рта.
-Ты отняла у меня Бали-бея! Ты за все заплатишь!-прошипела Эсмахан. Её красивое лицо исказилось в злобной гримасе.
-Ты была и осталась глупой девчонкой. Я тебя пару раз подразнила, и даже потом извинилась, но ты выбрала дорогу...мести. Ты очень низко пала, Эсмахан! Если бы Бали-бей любил тебя, то был бы с тобой.
-Рустем-паша тоже не будет с тобой! - вырвался с горла истеричный возглас дочери великого Визиря.
Шах-султан до этого молчавшая, и взирая на эту сцену с явным замешательством, наконец-то произнесла:
-Михримах! Неужели это правда? Рустем-Паша и ты...
Султанша не договорила. Михримах бросила на тётку испепеляющий взгляд
-Это не ваше дело, госпожа!
-Ты делаешь ошибку. Я вынуждена все сообщить повелителю!-в ее тёмных глазах принцесса увидела затаенный огонёк превосходства и явного облегчения. И Михримах вдруг отчётливо осознала, что, это для тётушки победный шанс. Она, конечно, не могла читать мыслей, как её служанка Амара, но поняла, Шах-султан хочет использовать её любовь против Рустема. Нет, они не дождутся!Дочь великой хассеки падишаха не допустит этого.
-Вы ничего не расскажете повелителю, дорогая тётя! - тихим, почти гробовым голосом вымолвила принцесса. - Иначе он узнает о том, как вы хотели убить Рустема-пашу во Дворце посла Санторини. И ваша голова, и голова Лютфи-паши слетит с плеч.
Шах подалась назад и покачнулась, до того известие её ошеломило.Рот султанши открылся. Она набрала побольше воздуха, затем с силой выдохнула:
-У тебя... Ты... С чего ты такое говоришь?
Михримах с отвращением смотрела на жалкие попытки тётушки, сказать что-либо в свое оправдание.
-У меня есть доказательства. Симран-хатун, если надо расскажет повелителю про ваш заговор. - сказала она.
-Ты меня... запугиваешь? - стараясь совладать с дрожью в голосе, спросила Шах.
-Я пока только предупреждаю. Не смейте своим змеинным жалом лезть туда, куда вам не следует. И ещё...
Михримах приблизилась к родственнице так близко, что почуяла её прерывистое дыхание, и булькаюшие звуки в горле.
-Если хоть один волос упадёт с головы Рустема-паши, то имейте ввиду, я не буду с вами церемониться. Я дочь хассеки Хюррем-султан и Великого султана Сулеймана. Не забывайте об этом, милая моя, тетушка!
Принцесса бросила последний, уничтожающий взгляд на султаншу. Затем она подошла к Эсмахан и вырвав с её рук ключ, направилась к выходу. Двери резко захлопнулись за её спиной. Одна створка ещё долго качалась и скрипела, отдаваясь гулким эхом в зловещей тишине.
-