Я вспомнила один эпизод из жизни: когда дочке был годик с небольшим, мы с ней гуляли в парке. Я услышала разговор двух женщин в возрасте: «Что родители творят, дети, как «забава» для них. Сначала, пока маленькие детки, «играются» с ними, а потом, когда они вырастают, жалуются и не знают, что с ними делать…»
Появление на свет ребенка – чудо, счастье, радость!
Чего бы ни делал малыш – умиление, восторг, и в тоже время гордость родителей: первые зубки, первые шажочки, самый красивый, самый умный, и это уже умеет делать, и говорить начал рано, и вообще – все понимает: такой смышленый и разумный.
Конечно же, для каждого родителя собственный ребенок – самый, самый!
И незаметно, это, совсем еще недавно, нежное и трогательное «существо», маленькая принцесса или принц, превращаются, как в сказке, в маленькую разбойницу или разбойника…
Родители не замечают, как меняется их лексика в отношении своего ребенка: «Надо же, у друзей уже и считает, и книжки читает, а наш – лишь бы только мультики смотреть, и по улице бегать…»
И поменялась не просто лексика, через слова, интонацию мы передаем свое отношение к человеку. И как говорят: «Почувствуйте разницу, что было раньше, и что сейчас…»
И с каждым днем, как в триллере, все страшнее, и родители, наконец, восклицают: «Я займусь твоим воспитанием, ты у меня получишь «за все хорошее, я тебе покажу «где раки зимуют», «я научу тебя, как надо жить»!
Как такое получилось, что еще вчера все было прекрасно, и ребенок был «ангелом», а сегодня – дома «сущий ад», а ребенок – просто «какой-то кошмар»?
И у родителей «паника»: в душе тревога, в голове вопросы, которые «не дают жить»:
Почему ребенок не слушается и к нему трудно найти подход? Почему ничего не делает, даже то, что обязан делать? Почему ничего не хочет и ничем не интересуется? Почему плохо учится? Почему грубит?
Так много взрослых «ПОЧЕМУ»!
Вопрос «почему» это вопрос непонимания и несогласия с тем, что происходит. Когда мы задаем такие вопросы – мы транслируем свое несогласие на то, как дети реагируют на те, или иные приемы и методы воспитания, это говорит о том, что внутренне мы хотели получить один результат, а получили почему-то, другой.
И в этом случае можно сказать, что отправная точка недовольства родителей собственным ребенком – его непослушание.
Воспитывая ребенка, вступая с ним во взаимодействие, мы каждый раз используем свои привычные средства и методы воспитания, которые на наш взгляд, помогут нам в достижении цели, то есть, каждый раз принимаем некое решение, «как это сделать», «как это осуществить»?
Но, в свою очередь, возникает вопрос, а что мы, собственно, хотим от ребенка?
Странный вопрос: все родители мечтают, чтобы ребенок был послушным, дисциплинированным, хорошо учился, помогал родителям, чтобы обязательно чем-то был увлечен, хорошо себя вел, был воспитанным, и как говорят, список можно продолжать…
Так этот список – желания родителей, их мечта! А для осуществления мечты, исполнения желаний нужны конкретные действия и поступки.
Чьи? – Родителей. Нужна цель. Необходимо выбрать те методы и средства воспитания, которые подходят для ее достижения.
Необходимо принять те или иные решения, эффективность которых нужно сопоставить с достижением поставленной цели. Вне цели понятия эффективности не существует. Если цели нет, то решение можно принимать любое, что чаще и происходит.
Когда мы решаем ту или иную проблему, но она не решается, либо, мы не понимаем, что происходит, либо, данная ситуация понятна, но мы не знаем что делать и не нашли решения «как быть»?
Причина конфликта родителей и ребенка – не соответствие средств и методов воздействия на ребенка для достижения того или иного результата или поставленной цели.
Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания, которые воздействуют через непосредственное влияние родителей на ребенка:
одни – посредством убеждения, личного примера, авторитета, просьбы, совета,
другие – посредством нравоучения, требования, угроз, приказа, наказания,
третьи – через поощрения: похвала, слова одобрения, материальные стимулы: призы, подарки.
Другой метод - создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают ребенка изменить свое поведение, собственное отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер, волю.
Главная задача родителей – понять, что же в действительности нужно ребенку, что мы делаем не так, почему наши благие намерения «не идут ему на пользу».
Главная мудрость родителей – чувство меры в решении вопросов: «можно», «следует», «нельзя».
И об этом в следующих статьях.
С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.
Ваша Г. Молькова.