Как же обидно терять баллы за послетекстовые задания! Те, которые идут под номерами 22-26. Но на ЕГЭ по русскому языку это стандартная практика: непонятные формулировки и рассеянное внимание творят своё чёрное дело… Бороться с ошибками можно, только выстраивая чёткую систему решения и следуя определённым рекомендациям. И сегодня я дам три золотых совета для преодоления топких мест задания №23.
В №23 проверяется знание типов речи: повествования, описания, рассуждения, а также их смешанных вариантов: повествования с элементами описания/рассуждения. Задаются вопросы на логику: противопоставлены ли предложения, является ли одно следствием другого и т.д.
Вся необходимая теория по типам речи дана здесь:
Плюсом к этому есть три момента, которые нужно взять на контроль!
💥 Подводный камень №1
Следите за формулировкой задания и чётко определяйте, что нужно искать: верные высказывания или ошибочные. В тесте используются такие формулировки: «Какие из перечисленных утверждений являются верными?» и «Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?» В 70% заданий нужно найти верные высказывания. Но вдруг вам попадутся остальные 30?
Это кажется нелепым и смешным, но во время отработки №23 мои ученики частенько задание не читают. И, как следствие, в некоторых случаях отвечают с точностью до наоборот. То есть выбирают верные варианты ответов вместо ошибочных. В результате – минус балл. На пустом месте.
На экзамене же внимание ученика неуклонно рассеивается. К последним заданиям его почти не остаётся. Поэтому, чтобы не терять заветные баллы, возьмите себе за правило всегда читать задание!
💥 Подводный камень №2
Чтобы не запутаться в причинах и следствиях, а также в том, противопоставлены ли высказывания или, напротив, поясняют друг друга, научитесь задавать вопросы и подставлять слова-помощники!
📌 Если у вас спрашивают, является ли предложение 2 следствием предложения 1, нужно от 1 задать вопрос ко 2: «Что из этого следует?» Ещё вариант: подставить слово-помощник «поэтому», объединив предложения в одно.
Пример: Предложение 19 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 18. Текст: (18)Угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; не только не нужно бороться с другими людьми, а напротив, чем больше любишь, тем больше с ними сближаешься. (19)Так что любви ничто помешать не может, и всякий человек, чем больше любит, тем всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными других людей. Ответ: да, верно. На это указывает союз «так что». Можно вместо него подставить слово-помощник «поэтому». От предложения 18 можно задать вопрос: «Что из этого следует?», ответом будет утверждение, что «любви ничто помешать не может…»
📌 Если у вас спрашивают, указана ли в предложении 1 причина того, о чём говорится в предложении 2, нужно от 2 задать вопрос: «По какой причине это произошло?» или «Почему это случилось?»
Пример:Предложение 30 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 28-29. Текст: (28)А теперь я понимаю, что Колбиху-то я люблю. (29)Люблю сильно и преданно. (30)Видимо, поэтому и не могу забыть ни одного лица, ни одного дома. Ответ: нет, высказывание ошибочное. Я люблю Колбиху по какой причине? Потому что не могу ничего забыть. Неверно. Наоборот, предложения 28-29 являются причиной того, что указано в предложении 30.
📌 Если говорится, что предложение 2 поясняет, иллюстрирует, раскрывает предложение 1, нужно подставить слово-помощник «а именно» или «ведь».
Пример:Предложение 11 раскрывает, поясняет содержание предложения 10. Текст: (10)Антон Павлович с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. (11)Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз и выдёргивал сорные травы из клумб. Ответ: да, верно. Можно подставить слово-помощник «ведь», в предложении 11 описано, как Чехов заботился о саде и с любовью что-то делал в нём.
📌 Если в задании сказано, что предложение 1 и 2 противопоставлены, можно подставить союзы-помощник «а», «но» (если они там отсутствуют). А ещё необходимо внимательно изучить контекст. В случае сомнений стоит прочитать весь абзац, из которого взяты предложения.
Пример 1:предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20. Текст: (20)Я не могу вспомнить всех, с кем мне доводилось много лет работать. (21)А вот жителей Колбихи не забываются. Ответ: да, утверждение верное, здесь уже есть союз «а», указывающий на противопоставление.
Пример 2:Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 22. Текст: (22)Признательность жителей не имела границ. (23)В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом. Ответ: нет, ошибочное высказывание. Союз-помощник «но» нарушает логику повествование. Предложение 23, наоборот, поясняет 22.
💥 Подводный камень №3
Между словами «содержится» и «представлено», которые используются в формулировках, есть разница! Надо её знать!
Слово «содержится» указывает на то, что в предложении могут быть и другие типы речи. Например, описание может содержаться в повествовательном тексте. Или в рассуждении содержится повествование.
Слово «представлено» обозначает, что в предложении есть только указанный тип речи. Другого быть не может!
Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.