В сентябре 1773 года Павел Петрович женился на принцессе Гессен-Дармштадтской Вильгельмине, которая при крещении получила имя Наталия Алексеевна.
Цесаревич был счастлив – свою супругу он просто обожал. И когда к концу 1775 года стало понятно, что любимая супруга беременна, его счастью не было предела. Даже императрица Екатерина II, которая разочаровалась в невестке и уже с трудом ее выносила, смягчила свой грозный нрав – ей очень нужен был внук!
Когда у невестки начались схватки, Екатерина, несмотря на раннее утро, а было всего 4 часа, поспешила к ней. При той уже была самая лучшая в городе повивальная бабка. Придворные лекарь и доктор дежурили в передней. Схватки усилились. Все ждали, что разрешение произойдет к вечеру. Но и к утру ребенок не появился, несмотря на страдания матери. Советы докторов и предпринимаемые меры не помогали.
Великая княгиня Наталия Алексеевна промучилась 5 дней. Ребенок погиб, так и не родившись. Началось инфицирование организма и 15 апреля 1776 года супруга Павла Петровича скончалась.
Практически все это время и Павел, и Екатерина находились при ней. Правда, при дворе потом судачили, что роженицу можно было бы спасти, если бы Екатерина разрешила применить щипцы, но она боялась навредить младенцу. Так ли это, или только сплетни? Ведь об отношении императрицы к невестке все знали.
Почему случилось трагедия, выяснилось после вскрытия тела. Как сама рассказала Вильгельмина незадолго до родов, в детстве она страдала искривлением позвоночника. Какой-то костоправ «вправил» ей позвоночник, потом она долго носила очень жесткие корсеты. Спина у девочки стала прямой. Но кости таза оказались искривлены и не могли раздвинуться, а одна из них даже упиралась в затылок ребенка. При уровне медицины того времени спасти ни мать, ни дитя было невозможно.
Екатерина, естественно, об этом не знала. Она была разочарована и рассержена - долгожданный наследник погиб. Как она выразилась, России «подсунули» недоброкачественный «товар».
Цесаревич Павел Петрович тяжело переживал смерть обожаемой супруги. Он закрылся в комнате, отказывался есть и пить.
Такое состояние сына никак не устраивало Екатерину. Ей нужен был Павел - живым и здоровым. Чтобы родить другого наследника. А для этого его нужно было срочно опять женить.
Но убивавшийся от горя Павел был просто невменяем – какая может быть речь о женитьбе? Его надо было срочно привести в чувство. Чтобы заставить быстрее жениться. И Екатерина сделала это – ведь она не привыкла проигрывать.
И тогда маменька «открыла сыну глаза» на истинный облик столь горячо любимой супруги. Сделано это было буквально в день ее смерти.
Екатерина увезла Павла в Царское село и показала ему любовную переписку умершей супруги с графом Разумовским - письма эти, вроде как, были найдены в будуаре покойной. А ведь граф Андрей Разумовский был ближайшим другом Павла.
Для Павла Петровича мир рухнул. Он не просто потерял любимую супругу и ближайшего друга. Он был ими предан. А ведь он с детских лет мечтал и о настоящей дружбе, и о высокой любви. И считал, что нашел. И как сейчас относиться ко всему происшедшему? Ведь даже непонятно, в таком случае, от кого был умерший ребёнок? Он находился буквально на грани помешательства.
Потрясение Павла Петровича было столь велико, что он даже не присутствовал на похоронах.
Мать рассказала сыну, что взаимная симпатия между принцессой Вильгельминой и графом Разумовским возникла еще даже до знакомства той с Павлом – Разумовский командовал кораблем, на котором семейство Гессен-Дармштадтских прибыло в Россию. Павел, опьяненный любовью, оказывается, просто не видел вторую, скрытую от него сторону жизни любимой супруги. Что ж, в это можно поверить.
Но вряд ли можно поверить, что эта «скрытая жизнь» была тайной для самой Екатерины. Ведь она имела обширный штат соглядатаев, и уж тем более, окружила их плотным кольцом своего сына и невестку. Поэтому наверняка, если это так, она знала о романе своей невестки и друга сына.
Тогда почему не пресекла? Она могла просто отправить Андрея Разумовского подальше от дворца, с каким-нибудь «государственным поручением». Так почему она это не сделала? Не надеялась на то, что Павел сможет стать отцом? А ей нужен был наследник любой ценой? Сейчас об этом можно только гадать.
Она все-таки отправила молодого графа с государственным поручением. Правда, уже после смерти Натальи-Вильгельмины. Долгие годы граф Андрей Разумовский занимал важные дипломатические посты в Неаполе, Копенгагене, Стокгольме, Вене.
А Павел Петрович помнил о предательстве друга и не простил. Вступив на престол, он отозвал Разумовского из Вены и сослал того в родовое поместье без права выезда.
Был ли в действительности роман между Вильгельминой и графом Разумовским? Нет доказательств ни подтверждающих, ни опровергающих это предположение. Что ж, вполне возможно, что хитрая и коварная Екатерина II сфабриковала всю эту историю, чтобы отвратить сына от супруги, быстрее привести его в чувство и заставить Павла быстрее повторно жениться.
И у нее это получилось. Уже через полгода Павел Петрович женился второй раз.