Найти тему
Архивариус Кот

«На что мне теперь ум?»

Г.М.Вицин в роли Бальзаминова
Г.М.Вицин в роли Бальзаминова

(Трилогия о Бальзаминове)

Получив наконец добрую весть от свахи, Мишенька Бальзаминов будет прыгать от радости и кричать: «Я теперь точно новый человек стал. Маменька, я теперь не Бальзаминов, а кто-нибудь другой!»

А каким же был этот не «новый человек»? В первую очередь, конечно, живущим в каком-то им самим придуманном мире. Вспомним: во всех трёх пьесах его попыткам жениться предшествуют какие-то приметы. В первой и последней пьесах — сны, во второй он постоянно будет готовить о приметах, так что даже маменька заметит: «Молодой ещё ты, можно сказать мальчик, а приметы разбираешь, точно старуха какая». И главная его примета - «Я, маменька, молодой месяц видел с правой стороны». Он настолько будет уверен в точности предсказания, что даже в самом конце комедии, уходя несолоно хлебавши от предполагаемой «невесты», станет обескураженно повторять: «А как же я маменьке-с... опять же я с правой стороны-с... при всём том...»

И «при всём том» этот человек будет постоянно что-то представлять себе, мечтать: «Я, бедный молодой человек, решительно голь, ну голь, как есть во всей форме, хожу себе, гуляю где-нибудь и вдруг... Вы только представьте это себе, маменька, вдруг вижу я под окном даму или девицу. Раз прохожу, два - бросаю нежный взгляд; она мне отвечает тем же. Я знакомлюсь через кого-нибудь, и вдруг, представьте, дом этот, в котором я её видел,- мой; и сижу я поутру за чашкой кофею в бархатном халате...» И его нисколько не смущает не только полная несбыточность таких мечтаний, но и подчас совершенное противоречие их здравому смыслу. Так, вернувшись с очередной «вылазки» он объявит, что женится разом И его нисколько не смущает не только полная несбыточность таких мечтаний, но и подчас совершенное противоречие их здравому смыслу. Так, вернувшись с очередной «вылазки» он объявит, что женится разом «на обеих», и начнёт фантазировать: «И знаете, что мне в голову пришло? Может быть, за Пеженовой сад отдадут в приданое: тогда можно будет забор-то разгородить, сады-то у них рядом, и сделать один сад. Разных беседок и аллей... Если башню выстроить, большую, чтобы всю Москву видно было! Можно будет там и голубей держать...»рёз А когда ему укажут на несуразность таких г(и матушка не выдержит: «Оставь, Миша! Не думай, хуже будет!»), то он и объяснение тотчас найдёт: «А отчего это? Оттого, что я не привык думать, как богатые люди думают; всё думал так, как бедные думают; вот оно теперь богатство-то в голове и не помещается. А вот привыкну, так ничего». А как думают бедные? «Планов-то много, а обдумать не могу. Сейчас я думал об доме, ну и представился мне в уме дом, большой, каменный, и львы на воротах; только лев будто и разевает рот, каменный-то, да и залаял, а я об этом и думать не хотел, обо льве-то. Хочу его из головы-то выкинуть, никак нейдёт».

И погружённый в свои мечты молодой человек не видит реальности. Давайте поподробнее проследим его поиски невесты. Сам он объяснит: «Да и совсем не от зависти я хочу жениться на богатой, а оттого что у меня благородные чувства. Разве можно с облагороженными понятиями в бедности жить? А коли я не могу никакими средствами достать себе денег, значит я должен жениться на богатой».

В дом Ничкиной, где Капочка считает себя страстно влюблённой в него, его пригласят действительно с желанием познакомиться, и неизвестно ещё, как всё дело могло бы повернуться, не окажись ненароком в доме дядюшка из Коломны.

А вот два последующих свидания совсем иные. На вдову Антрыгину он атаку начал с письма, о чём нам поведает Красавина: «Вот он ходил-ходил мимо окон-то, да не будь дурень, амурное письмо и напиши. Да таково складно: я видела письмо-то. Пишет это так учтиво, безо всякого охальства... От этого письма она и приди в чувство... А он ещё в конце-то стих прибавил: "Взвейся, вихорь-ветерочек, отнеси ты сей листочек в объятия тому, кто мил сердцу моему". А на пакете-то написал: "Лети туда, где примут без труда". Стихом-то уж он её больше и убедил». И получивший приглашение («Ваше знакомство для нас будет очень приятно; то и можете меня видеть в известном вам доме, когда вам угодно») Мишенька даже не подозревает, что его просто используют, чтобы проучить провинившегося поклонника: «Она хоть и прикидывается, будто ей ничего, и какого-то белобрысого чиновника теперь приманивает; а всё это только один отвод, помучить хочется».

И, разумеется, совсем уж откровенно заставляет его служить себе Чебаков. О развитии «романа» с Раисой сам Мишенька расскажет маменьке: «Узнал я, что в доме есть богатые невесты, и начал ходить мимо. Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: "За кем вы здесь волочитесь?" Я говорю: "Я за старшей". А и сказал-то так, наобум. "Влюбитесь, говорит, в младшую, лучше будет". Что ж, маменька, разве мне не всё равно?.. Я и влюбился в младшую. "Я, говорит, вам помогать буду, потом мы их вместе увезём". Я на него понадеялся...» Удивительно ли, что Чебаков заставит его для себя таскать каштаны из огня и будет рассуждать: «Экой дурачина! Вот олух-то! Воображает, что в него влюбятся. А впрочем, если смотреть на жизнь с философской точки зрения, так и такие люди полезны. Кого нынче заставишь башмачником одеться! А эта штука мне может стоить полтораста тысяч».

Конечно, неудаче Бальзаминова удивляться не приходится, но поразительно другое: он всё время действует по чужой указке, даже не задумываясь, и лишь в последний момент как будто спохватится: «Вот вы давеча говорили - увезти, а я вас, Лукьяи Лукьяныч, и забыл спросить: куда же это их увозят-с?» - «Куда хотите». - «А на чём же я увезу-с?» - «Послушайте, я вас этому всему научу, только пойдёмте». А потом признается: «А впрочем, маменька, коли правду сказать, я точно в тумане был; мне всё казалось, что коли она меня полюбит и согласится бежать со мной, вдруг сама собой явится коляска; я её привезу в дом к нам... Вы не поверите, маменька, как, бывало, начну думать, что увожу её, так мне и представляется, что у нас дом свой, каменный, на Тверской».

И уже ничуть не удивляешься его мечтам, так ярко обыгранным в фильме: «Ах, маменька, какая это обида, что всё на свете так нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный - на бедной. Есть ли в этом какая справедливость? Одно только притеснение для бедных людей. Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой; а кто не послушается, тому смертная казнь».

-2

Последняя пьеса названа «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Но я думаю, никакой «находки» не было бы, не окажись там бойкой свахи, сумевшей всё поставить на свои места (действительно, «настоящий поэт!»), притом так, что самому Мишеньке нужно было лишь произносить коротенькие фразы («Влюблён-с», «От любви-с. Вы не сердитесь на меня-с?», «Даже за счастие почту-с»). А когда он посмеет заметить свахе: «Уж оченно они полны», - то тут же последует строгое «Ты ещё разговаривать стал!»

Вот так и сбылась Мишенькина мечта...

***************

Что будет дальше? Трудно сказать. О характере Белотеловой и о перспективах жизни с ней мы, конечно, ещё поговорим. Пока лишь замечу, что мыслит Бальзаминов по-прежнему, «как бедный» (вспомним его диалог со свахой: «Ты просила две?» - « Две». - «Ну, так вот ты знай же, какой я человек! Маменька, смотрите, какой я человек! Я тебе ещё пятьдесят рублей прибавлю». - «Ишь ты, расщедрился! Ну, да уж нечего с тобой делать, и то деньги»). Он несказанно рад подаренным золотым часам. А будет, по-видимому, «купленным мужем» вроде того, о ком уже много позже напишет в своей знаменитой книге А.Я.Бруштейн.

И раньше в нём был снобизм. Вот хотя бы такое заявление - «Извольте, маменька! Другой бы сын, получивши такое богатство-то, с матерью и говорить не захотел; а я, маменька, с вами об чём угодно, я гордости не имею против вас. Нужды нет, что я богат, а я к вам с почтением. И пусть все это знают. С другими я разговаривать не стану, а с вами завсегда. Вот я какой!» А Матрёне он с важностью говорил: «Какой я писарь! Я скоро барин буду». Важность и спесь никуда не делись. Добавилась и своего рода гордыня: «На что мне теперь ум? A давеча, маменька, обидно было, как денег-то нет, да и ума-то нет, говорят, А теперь пускай говорят, что дурак: мне всё одно».

Н.В.Мордюкова и Г.М.Вицин в ролях Белотеловой и Бальзаминова
Н.В.Мордюкова и Г.М.Вицин в ролях Белотеловой и Бальзаминова

Мне кажется что в финале видим мы абсолютно счастливого человека. Ну, а дальше — что будет, то будет...

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь