Как человек впечатлительный, я веду дневниковые записи историй своих особых учеников. С Машей мы занимаемся чуть больше года по методике Л.Г. Нуриевой.
И Маша, и методика для меня первый подобный опыт. Поэтому, я честно сверяюсь с записями на канале Алалия Дизартрия Логопед Нуриева, и скажу вам, что методика работает, даже если не все понимаешь.
Просто бери и делай! На канале даже есть рубрика с похожим названием, где Лариса Геннадьевна просто даёт описание игр и пособий в соответствии с возможностями ребенка. Там же, в коротких видео можно наблюдать за динамикой развития речи других детей с алалией и вдохновляться. Хорошо идти «в ногу» с мастером в становлении речи.
В прошлом феврале несмотря на то, что девочка мне доверилась с первого дня, не всегда удавалось привлечь ее внимание. Порой она кричала, отказывалась от какой-то деятельности. Показывала на дверь и просилась домой.
Признаться, играть она не умела тоже. Но у меня много понятных для детей кукол: кукла-мама, кукла-папа, старшая сестра и младшая, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Знакомые бытовые темы плавно перетекли в игру. Всплывали простые слова. Девочка стала играть дома, пыталась оречевлять действия героев на своем языке.
На занятиях все еще проявлялись моменты негативизма. Порой Маша хотела уйти домой раньше, и чем-то занять ее уже было не просто. Иногда мне казалось, что я стучусь в плотно заколоченную дверь.
Но спустя год работы по методике стали появляться признаки диалога. Маша стала все чаще смотреть на мой рот и ловить взгляд. Стали появляться выстроенные и спонтанные диалоги.
Например,
- Во время игры в лото «Магазин» я показывала карточку и спрашивала: «У кого такая?». Маша, прикладывала руку к груди и говорила: «У меня».
- Пока после выполнения задания, Маша раскрашивала мои веселые картинки, потребовалось поточить карандаш. Я достала точилку и спросила: «А у тебя есть точилка?».
Я всегда веду с ней диалог, не ожидая особого ответа, ведь совсем недавно она стала отвечать «Да» или, простите за мой английский «Ноу». Дома она выучила английский алфавит и несколько заморских слов.
И вдруг я услышала в спину довольно четкий ответ: «Да. Мама купи…».
Теперь она смогла поддержать историю про ворону и собаку.
Эти звуковые комплексы из видео были у Маши и в прошлом году, но они были оторванными от реальности. Теперь это часть истории про зелёного пса и розовую ворону.
На занятии я стараюсь рисовать прямо при Маше. Подписываю короткие слова диалога: «Кар-кар», «Р-р-р», «Ам! Ам!». Маше тоже даю возможность написать слова. Она уже научилась правильно держать карандаш и может раскрасить картинку и повторить написанное.
Цвета для картинки она выбрала нестандартные. Собака зелёная, а ворона розовая.
На черную ворону с розовым бантом она никак не соглашалась. На видео мы с Машей повторяем историю ещё раз для мамы.
Интересное произошло и после съемки. Маша перевернула листок и нарисовала двух персонажей: ворону и собаку. Чтобы не было сомнений, рядом она нарисовала собачью кость и сама сделала подписи диалогов.
Постепенно речевые вспышки переходят в осознанные и осмысленные диалоги. Слова входят в обиход. Появляется стремление сказать и повторить самой. Чего только стоит эта попытка самостоятельно сказать слово «нос» при помощи вилочки для канапе.
С мамой удается видеться редко, она много работает. Для занятий дома я отправляю ей видео с занятий и ссылки с канала Ларисы Геннадьевны.
Недавно она смогла побывать на занятии, и я стала свидетелем, как Маша договорилась с мамой о походе в магазин.
Маше 7 лет. У нее , по разным причинам, все начинается поздно. Но мы верим, что она будет говорить.
Совет: никогда не опускайте рук. Не понимаете, все равно занимайтесь! Поймёте потом.