"Собачье сердце" (реж. В. Бортко, 1988)
Уважаемые читатели, подписчики канала "КиноПсихолог"! Сегодня моему каналу исполняется 100 дней и, стало быть, это 100-ая статья канала. Рада, что вы со мной! Благодарю за ваш интерес к статьям и за ваш вклад в создание уютной, живой и (преимущественно) доброжелательной атмосферы в наших комментариях! С уважением, Оксана Коновалова.
P.S. По-моему, профессор Преображенский прекрасная компания для такого дня.
Профессор – представитель интеллигенции, это, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений. Интеллигенция, так и не дотянувшая до статуса "класса", вобрала в себя образованных людей, которые занимаются интеллектуальной деятельностью. Однако быть представителем интеллигенции и быть интеллигентным человеком разные вещи, ибо интеллигентность про саму личность, а не про социальный статус.
И здесь уже начинаются вопросы. Какого человека можно считать интеллигентным? Традиционный набор качеств, характеризующий интеллигентного человека – образованность, высокий уровень интеллекта, морали, культуры поведения, воспитанность.
Но ведь Профессор Преображенский проявляет пренебрежение к пролетариату и его отдельным представителям.
Он не спасает жизни, а занимается сомнительной медицинской практикой (что было отмечено в комментариях к предыдущей статье, ссылка на нее – в конце).
Он ругается, чертыхается.
Он кричит и повышает голос, отчитывает, выговаривает, указывает, что делать и как жить.
Он, наконец, просто вспыльчив и не всегда владеет собой!
И вот здесь мнения расходятся. Может ли интеллигентный человек себе всё это позволять?
Как-то укоренился в представлениях многих людей образ интеллигента неуверенного в себе, безропотного, безотказного, даже бесхребетного. Это такой полу-неудачник, рохля и мямля, который всё терпит, всё сносит. Он неизменно подставляет правую щеку, когда его ударили по левой. Он всегда говорит "простите", "извините" и "пожалуйста". Его воспитанность граничит с полной социальной недееспособностью. Говоря психологическим языком, это человек, чья природная агрессивность находится в подавленном состоянии (так называемая подавленная или дефицитарная агрессивность). А "интеллигентность" тут совсем ни при чем.
Скольких людей воспитали по принципу "быть хорошим – значит, быть удобным"? Думается, что немало. А между тем, профессор не демонстрирует хамство или бескультурность. Он лишь не боится не быть "хорошим" в глазах всех подряд.
Да, интеллигентный человек может быть для многих "неудобным". Профессор Преображенский в исполнении Евстигнеева может, умеет и считает нужным защищать свои границы и свои интересы. Для него естественно выражать в мир все свои, в том числе и негативные, эмоции. Он способен быть агрессивным там, где этого требует ситуация. Его агрессивность не подавлена, она находится в здоровом, конструктивном состоянии.
Для меня – умение защищать свои границы и проявлять агрессивность не противоречит интеллигентности, а лишь благоприятно ее дополняет.
А еще говорят, хочешь узнать человека, посмотри, как он обращается с обслуживающим персоналом, дворниками, уборщицами, официантами, вахтерами, носильщиками. С женщинами, которые работают у Преображенского, он уважителен. Возможно, это более полно характеризует его, нежели общение со Швондером и его соратниками.
А как вам профессор? Как считаете, является ли он ярким примером интеллигентного человека?
Предыдущая статья о профессоре Преображенском – здесь.