Выдающийся русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий родился в семье агронома Казанского (позже Вятского) земства Алексея Агафоновича Заболоцкого и его супруги Лидии Андреевны – сельской учительницы.
С раннего детства Николай увлекался стихосложением. По его словам, «семилетним ребенком я уже выбрал себе свою будущую профессию». Этому, в первую очередь, способствовал переезд в 1910 году семьи Заболоцких в с. Серпур Уржумского уезда Вятской губернии, живописные виды которого так впечатлили мальчика, что стали источником вдохновения на долгие годы. Здесь Николай закончил три класса начальной школы и здесь же написал свое первое стихотворение. Потом была учеба в Уржумском реальном училище, и с этого времени он приезжал домой лишь на каникулы.
Так проходила юность Николая − в маленьком провинциальном городке с его патриархальным укладом. Но оставаться там дальше он не предполагал. В 1920 году после окончания училища будущий поэт приезжает в Москву, чтобы поступить на Историко-филологический факультет Московского университета. Однако устроиться в столице ему не удалось, и в августе 1921 Николай года становится студентом Отделения языка и литературы Педагогического института им. Герцена в Ленинграде. Педагогическая стезя мало привлекала молодого человека, он видел в этом только возможность получить нужное ему литературное образование. Оказавшись впервые в столичном городе, Заболоцкий много писал, вдохновляясь и подражая поэзии Маяковского, Блока и Есенина, и, как сам признавался, стихи эти были плохими. Любопытно, что, будучи способным студентом, Заболоцкий одно время даже думал посвятить себя науке, однако любовь к поэзии оказалась сильнее, и мечты о научной работе были оставлены. После окончания в 1925 году университета его призвали в армию, но и тогда он не забывал о творчестве и входил в редакцию армейской стенгазеты.
Начиная с 1927 года, Заболоцкий много работал в Ленинградском отделении Госиздата, где написал ряд удачных стихотворений и рассказов для детей, изданных в журналах «Ёж», «Чиж», «Костёр» и пр. К этому периоду относятся и его обработки переводных романов − Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Ш. де Костера «Тиль Уленшпигель», которые поэт считал наиболее существенными.
Николай Алексеевич не ограничивался детской литературой и активно писал лирику. Застав после армии последние годы НЭПа, он обратил внимание на распространившийся «хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей», что стало основной темой его сатирических стихов того периода, позднее вошедших в сборник «Столбцы». Однако сборник был встречен жесткой критикой – за увлечение формализмом. Ситуацию усугубила напечатанная в 1933 году в журнале «Звезда» поэма «Торжество земледелия», которая получила новую порцию едких рецензий «как враждебное, кулацкое произведение». «Изобличающие» поэта статьи следовали одна за другой, а их содержание стало тогда для Николая Алексеевича настоящим ударом.
Тот момент Заболоцкий считал в своей деятельности переломным, но несмотря на неудачи продолжал работать. Его очень поддерживала семья − супруга (с 1930 года) Екатерина Васильевна Клыкова, бывшая студентка Герценовского института, и родившийся спустя два года сын Никита. Именно он впоследствии стал первым биографом своего отца. В 1937 году в семье родилась дочь Наталья. Несмотря на все творческие неудачи жизнь радовала поэта, а новый импульс для творчества он получил после поездок в Грузию, во время которых успешно занимался переводом произведений грузинских поэтов. Так, за перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» Заболоцкий был награжден грамотой ЦИК Грузии. До 1938 годы он издал такие стихотворения, как «Горийская симфония», «Север», «Седов» и пр., получившие высокую оценку.
Казалось, что наступившее затишье в критике творчества поэта и стабильная литературная работа будут продолжаться и дальше. Однако 19 марта 1938 году Николай Алексеевич был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, обвинен в написании антисоветских произведений и причастности к «троцкистской писательской организации под руководством Н.С. Тихонова», а также приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ. В РГАЛИ имеется большое количество материалов следственного дела литератора: протоколы допросов и заключения комиссий, отзывы о поэте писателей М.М. Зощенко, П.Г. Антокольского, В.А. Каверина и др. В годы заключения супруга и дети Заболоцкого были его настоящей опорой и поддержкой. В архиве сохранилось большое количество писем поэта к Екатерине Васильевне, позднее вошедших в сборник «Сто писем 1938 – 44 годов». За время его пребывания в Нижне-Амурском, Алтайском и Саранском лагерях и сам поэт, и его жена неоднократно предпринимали попытки добиться пересмотра дела и снятия обвинений. Лишь по истечении 5 лет заключения Николай Алексеевич был освобожден на общих основаниях, но оставлен в лагере еще на полтора года в качестве вольнонаёмного.
Опала завершилась почти полным оправданием: в 1946 году поэт был восстановлен в Союзе писателей, получил разрешение на проживание в Москве; в 1951 году по ходатайству Союза Особым совещанием с поэта сняли судимость (посмертно реабилитирован только в 1963 году, по ходатайству супруги).
Вскоре после освобождения Н.А. Заболоцкий активно окунулся в прежнюю творческую работу. Им было написано множество стихотворений, сделано большое количество стихотворных переводов, в частности, «Слова о полку Игореве», поэмы А. Гидаша «Стонет Дунай», ряда грузинских авторов − Д. Гурамишвили, И. Чавчавадзе и др. Еще активнее поэт работал в период «хрущевской оттепели»: известно, что больше половины всех стихотворений, созданных после восстановления в Союзе писателей, были написаны именно в последние три года жизни Заболоцкого.
Арест и жизнь в лагерях, безусловно, не прошли бесследно. Общую слабость здоровья усугубили также и семейные неурядицы. Первый инфаркт случился у Н.А. Заболоцкого в 1955 году, второй, который подвел итог его жизни и упокоил на Новодевичьем кладбище, – через три года.
* * *
В РГАЛИ имеется одноименный фонд поэта № 1494, насчитывающий 452 единицы хранения за 1940-1958 года, где находятся рукописи Н.А. Заболоцкого, подстрочные переводы поэм, письма Е.В. Заболоцкой, И.М. Ивановскому, Г.Н. Леонидзе и др., подлинники и копии материалов следственного дела поэта, его автобиография, а также большой объем фотографий. Материалы фонда в полном объеме были переданы в архив вдовой Н.А. Заболоцкого в 1960 году. Некоторые материалы, касающиеся творчества поэта, имеются также в фондах коллекционера А.Е. Крученых, писателя и драматурга Е.Л. Шварца, критика В.В. Гольцева, поэта А.Т. Твардовского и поэтессы О.Ф. Берггольц.
Е. Стенчикова, ведущий специалист РГАЛИ