Найти в Дзене

Где получить электронную подпись для отчетности в ЕГАИС

Оглавление

В статье узнаете, что такое электронная подпись для ЕГАИС, чем она отличается от других подписей, как ее получить и когда применять.

Важно! Мы пишем «получить электронную подпись», но в удостоверяющем центре (УЦ) получают не саму подпись, а инструмент для ее создания — сертификат электронной подписи. Мы упростили термины, чтобы читать статью было проще.

Что такое ЕГАИС и зачем нужна подпись для работы с алкоголем

ЕГАИС — это система, с помощью которой государство, а именно Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФСРАР), контролирует оборот всех спиртных напитков. Причем не только крепких, но и слабоалкогольных. Участники алкогольного рынка ежедневно обязаны отражать в ЕГАИС каждую операцию с алкоголем: от поставки до продажи.

Электронная подпись нужна всем участникам алкогольного рынка: производителям, поставщикам, общепиту и рознице. Причем нужна с самого первого этапа — авторизация в личном кабинете ЕГАИС. Без подписи не выйдет сформировать RSA-ключ и установить универсальный транспортный модуль (УТМ), который будет передавать и получать данные из ЕГАИС. Эти компоненты обязательны для работы с системой.

В дальнейшем электронная подпись понадобится и для повседневной работы, чтобы подтверждать получение и отправку документов. Ниже мы описали пример движения алкоголя между участниками рынка, о каждом действии нужно отчитываться в ЕГАИС с помощью подписи.

Этап 1. Завод произвел новую партию спиртного и отгрузил ее поставщику.

Этап 2. Поставщик принял товар и доставил его в магазин.

Этап 3. Розничный магазин принял алкоголь и постепенно распродал его конечным покупателям. Действия розничного продавца при продаже слабого и крепкого алкоголя отличаются: при продаже пива, сидра,медовухи и пуаре достаточно сформировать и отправить в ЕГАИС акт списания, а при продаже крепкого алкоголя нужно еще и сканировать акцизную марку на каждой бутылке.

Подробнее об учете алкоголя и работе с ЕГАИС мы рассказывали в статьях: «Как работать в ЕГАИС без ошибок: нюансы и советы» и «Как бару, ресторану и пивному пабу учитывать алкоголь без ошибок». Отметим, что у общепита есть свои особенности в работе с алкоголем.

Какая подпись подходит для отчетности в ЕГАИС

Электронные подписи бывают разные. Для сдачи интернет-отчетности обычно нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она создается с помощью криптографических программ и приравнивается к собственноручной подписи на бумаге. Подробнее о том, какие подписи бывают, рассказали в ролике.

У ЕГАИС есть свои требования к электронной подписи, поэтому для повседневной отчетности по алкоголю нужна КЭП для ЕГАИС. Ее главное отличие в том, что она может храниться только на специальных токенах, то есть носителях: JaCarta SE-2, Рутокен ЭЦП 2.0 или 3.0. Внешне они напоминают обычную флешку, но такой токен содержит в себе криптографическую библиотеку и для таких подписей не потребуется дополнительно устанавливать средства криптографической защиты информации (СКЗИ), например, КриптоПро.

КЭП, которые бизнес использует для подписания ежеквартальных алкогольных деклараций, не подходят для повседневной работы в ЕГАИС.

Где и как получить электронную подпись для ЕГАИС

Квалифицированную электронную подпись для ЕГАИС получают в аккредитованных удостоверяющих центрах. Раньше предприниматель, директор и сотрудник могли получить сертификат электронной подписи в одном удостоверяющем центре, но поправки в Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ввели новые правила.

Где руководитель или ИП может получить подпись

С 1 января 2022 года директор или предприниматель может получить сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС или у ее доверенных лиц. Это касается руководителей коммерческих компаний и ИП — тех, кто указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Получить сертификат ФНС можно и с поддержкой Контура — наш УЦ стал партнером одного из доверенных лиц ФНС. Где и как происходит получение, описано в статье.

Особенность новых сертификатов для руководителей в том, что их выдают в единственном экземпляре, защищая от копирования.  Поэтому раздать дубликаты сотрудникам не получится.

А где получить подпись сотруднику

Раньше использовали сертификаты на сотрудников, в которых были и имя сотрудника, и данные компании, где он работает. Но с 1 сентября 2023 года нужно работать по новой схеме.

Сотруднику понадобится сертификат на физлицо, в котором нет данных компании. Подтвердить принадлежность к организации можно будет с помощью машиночитаемой доверенности (МЧД). Это электронный документ, аналог бумажной доверенности, который доказывает, что у сотрудника есть право подписывать электронные документы. Руководитель формирует МЧД в специальных сервисах и подписывает своей электронной подписью. Выдать МЧД можно и трудоустроенному работнику, и внештатнику.

Получить подпись физлица можно в коммерческих удостоверяющих центрах. А создать МЧД — в специальных сервисах или на некоторых порталах госорганов. В Контуре есть и подписи физлиц, и сервис для работы с МЧД.

Что такое ЕГАИС и зачем нужна подпись для работы с алкоголем

ЕГАИС — это система, с помощью которой государство, а именно Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФСРАР), контролирует оборот всех спиртных напитков. Причем не только крепких, но и слабоалкогольных. Участники алкогольного рынка ежедневно обязаны отражать в ЕГАИС каждую операцию с алкоголем: от поставки до продажи.

Электронная подпись нужна всем участникам алкогольного рынка: производителям, поставщикам, общепиту и рознице. Причем нужна с самого первого этапа — авторизация в личном кабинете ЕГАИС. Без подписи не выйдет сформировать RSA-ключ и установить универсальный транспортный модуль (УТМ), который будет передавать и получать данные из ЕГАИС. Эти компоненты обязательны для работы с системой.

В дальнейшем электронная подпись понадобится и для повседневной работы, чтобы подтверждать получение и отправку документов. Ниже мы описали пример движения алкоголя между участниками рынка, о каждом действии нужно отчитываться в ЕГАИС с помощью подписи.

Этап 1. Завод произвел новую партию спиртного и отгрузил ее поставщику.

Этап 2. Поставщик принял товар и доставил его в магазин.

Этап 3. Розничный магазин принял алкоголь и постепенно распродал его конечным покупателям. Действия розничного продавца при продаже слабого и крепкого алкоголя отличаются: при продаже пива, сидра,медовухи и пуаре достаточно сформировать и отправить в ЕГАИС акт списания, а при продаже крепкого алкоголя нужно еще и сканировать акцизную марку на каждой бутылке.

Подробнее об учете алкоголя и работе с ЕГАИС мы рассказывали в статьях: «Как работать в ЕГАИС без ошибок: нюансы и советы» и «Как бару, ресторану и пивному пабу учитывать алкоголь без ошибок». Отметим, что у общепита есть свои особенности в работе с алкоголем.

Какая подпись подходит для отчетности в ЕГАИС

Электронные подписи бывают разные. Для сдачи интернет-отчетности обычно нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она создается с помощью криптографических программ и приравнивается к собственноручной подписи на бумаге. Подробнее о том, какие подписи бывают, рассказали в ролике.

У ЕГАИС есть свои требования к электронной подписи, поэтому для повседневной отчетности по алкоголю нужна КЭП для ЕГАИС. Ее главное отличие в том, что она может храниться только на специальных токенах, то есть носителях: JaCarta SE-2, Рутокен ЭЦП 2.0 или 3.0. Внешне они напоминают обычную флешку, но такой токен содержит в себе криптографическую библиотеку и для таких подписей не потребуется дополнительно устанавливать средства криптографической защиты информации (СКЗИ), например, КриптоПро.

КЭП, которые бизнес использует для подписания ежеквартальных алкогольных деклараций, не подходят для повседневной работы в ЕГАИС.

Где и как получить электронную подпись для ЕГАИС

Квалифицированную электронную подпись для ЕГАИС получают в аккредитованных удостоверяющих центрах. Раньше предприниматель, директор и сотрудник могли получить сертификат электронной подписи в одном удостоверяющем центре, но поправки в Закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ввели новые правила.

Где руководитель или ИП может получить подпись

С 1 января 2022 года директор или предприниматель может получить сертификат электронной подписи только в удостоверяющем центре ФНС или у ее доверенных лиц. Это касается руководителей коммерческих компаний и ИП — тех, кто указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Получить сертификат ФНС можно и с поддержкой Контура — наш УЦ стал партнером одного из доверенных лиц ФНС. Где и как происходит получение, описано в статье.

Особенность новых сертификатов для руководителей в том, что их выдают в единственном экземпляре, защищая от копирования.  Поэтому раздать дубликаты сотрудникам не получится.

А где получить подпись сотруднику

Раньше использовали сертификаты на сотрудников, в которых были и имя сотрудника, и данные компании, где он работает. Но с 1 сентября 2023 года нужно работать по новой схеме.

Сотруднику понадобится сертификат на физлицо, в котором нет данных компании. Подтвердить принадлежность к организации можно будет с помощью машиночитаемой доверенности (МЧД). Это электронный документ, аналог бумажной доверенности, который доказывает, что у сотрудника есть право подписывать электронные документы. Руководитель формирует МЧД в специальных сервисах и подписывает своей электронной подписью. Выдать МЧД можно и трудоустроенному работнику, и внештатнику.

Получить подпись физлица можно в коммерческих удостоверяющих центрах. А создать МЧД — в специальных сервисах или на некоторых порталах госорганов. В Контуре есть и подписи физлиц, и сервис для работы с МЧД.

После получения подписи нужно выполнить три шага:

  1. Вставить рутокен в ноутбук или компьютер, зайти на портал ЕГАИС и зарегистрировать там свою компанию или ИП.
  2. Выпустить RSA-ключ. Он запишется на КЭП для ЕГАИС и будет организовывать защищенное соединение.
  3. Установить УТМ. Его можно бесплатно скачать на госпортале.

Какие еще сервисы и оборудование потребуется для работы с ЕГАИС, рассказали в статье для новичков. Подробную видеоинструкцию по подключению к ЕГАИС можно найти на сайте ФСРАР. В ней описан весь процесс для каждого участника алкогольного рынка.

Что, если несколько торговых точек работают с алкоголем

Невозможно пользоваться сразу несколькими КЭП для ЕГАИС на одном носителе. Если по одному адресу с одним КПП зарегистрировано две торговые точки, достаточно одной подписи на носителе. А если у компании несколько торговых точек с алкоголем и у каждой свой КПП, нужно оформить для каждой отдельную электронную подпись.

У предпринимателей ситуация интереснее, потому что у них нет КПП, только ИНН. До 2022 года ИП могли получить одну электронную подпись, независимо от того, сколько торговых точек продавали алкоголь. Это мешало Росалкогольрегулированию следить за движением спиртного, поэтому появилась возможность привязать FSRAR_ID, идентификатор компании в ЕГАИС, к адресу, а не к ИНН-КПП. Так появилась возможность выдавать предпринимателю неограниченное количество подписей для учета алкоголя. Но изменения в Закон № 63-ФЗ коснулись и продавцов алкоголя. До 1 сентября 2023 года идет переходный период и действует сразу две схемы работы в ЕГАИС:

  • Если ИП выпустил один КЭП для ЕГАИС на руководителя, можно продолжить работу как раньше и перейти на многоточечный учет в ЕГАИС уже после внедрения МЧД.
  • Если успел выпустить несколько электронных подписей с реквизитами ИП, следует уже сейчас настроить в ЕГАИС учет по всем торговым точкам с алкоголем.

Подробности в видеоинтервью «Как получить вторую КЭП для ЕГАИС».