Руководству любого предприятия необходимо грамотно подобрать источники финансирования бизнеса. В противном случае не получится даже начать работу, реализовать новый перспективный проект, закупить оборудование, выплатить зарплату персоналу, арендовать помещение.
Важно понимать, как формируется каждый вариант привлечения денег, знать его преимущества и недостатки. Это позволит своевременно получать ресурсы в нужных объемах, не отказываться от выгодных контрактов и не тратить всю прибыль на обслуживание займов.
Если не уделять этому вопросу должное внимание, предприятие не сможет должным образом развиваться. У него не будет возможности погашать текущие обязательства.
Основные источники финансирования бизнеса как система: что относится, понятие и принципы
Под финансами следует понимать все денежные средства, позволяющие юридическому лицу полноценно развиваться и работать: расплачиваться с поставщиками сейчас и увеличивать свою долю рынка в будущем.
Но экономическую ситуацию в стране и мире сложно назвать стабильной. Покупатели несвоевременно перечисляют деньги за поставки. Из-за инфляции и изменения курса валют не получается закупить импортные комплектующие. Могут потребоваться дополнительные ресурсы, например, для открытия представительства или филиала в другом городе, регионе или стране.
В любом случае нужны различные источники финансирования бизнеса. Их называют донорами, обеспечивающими постоянный или временный приток средств: материальных и нематериальных.
В силу специфики российской экономики руководители крупных и малых организаций для получения денег выбирают обращение в банк либо стараются привлечь инвесторов. Оба способа предполагают подготовку бизнес-плана, расчет запланированной прибыли и затрат на весь период реализации проекта. Важно учитывать множество нюансов, например, возможные сверхнормативные выплаты персоналу и начисляемые налоги.
Говорить о том, что такое источники финансирования бизнеса, можно применительно к уже состоявшемуся предприятию. Если оно только создается, вероятность привлечения стороннего ресурса минимальна. Любой кредитор хочет получить гарантии не только возврата вложенных денег, но и получения дохода.
На первых этапах учредителям приходится исходить преимущественно из своих возможностей. Формально они могут ограничиться взносом в уставной капитал. Но этого чаще всего недостаточно для начала полноценной деятельности. Нужны дополнительные средства: свои или привлеченные.
На практике же возможных доноров денег намного больше. Некоторые из них доступны всем, другие предполагают предварительное выполнение определенных условий. В любом случае важно изучить все, чтобы сделать правильный выбор.
Какие бывают источники финансирования для малого и крупного бизнеса
В зависимости от способа образования выделяют ресурсы:
- Внешние. Эта группа объединяет не только все варианты заемного капитала, но и разнообразные безвозмездные поступления. Общий момент — средства поступают от лиц (физических, юридических, государственных структур), не связанных напрямую с финансируемой организацией.
- Внутренние. Это собственный капитал компании: уставной, дополнительный, нераспределенная прибыль, различные фонды и т. д.
- Комбинированные. Они объединяют свойства двух первых вариантов.
Большая часть компаний работает не с одним видом из трех источников финансирования бизнеса, а старается найти баланс между ними.
Но для начала нужно определиться, какая сумма требуется. В какие сроки окупятся вложения. Где можно взять деньги, какой процент придется отдавать за пользование ими. Чтобы не совершить ошибку, эксперты рекомендуют для каждого из доступных способов расписать его плюсы и минусы и только потом принимать решение.
Внутренние
Основное преимущество подобных ресурсов — отсутствие платы за пользование деньгами. Компания распоряжается собственными фондами, распределяя их в соответствии с приоритетом имеющихся проблем.
Прибыль от деятельности
Большая часть юридических лиц относится к коммерческим. Это означает, что учредители и участники планируют получить отдачу от своих вложений, производства и продажи товаров или оказания услуг.
С полученных сумм надлежит перечислять в бюджет установленные законом налоги, выплачивать зарплату персоналу, расплачиваться с кредиторами. То, что останется на счетах юридического лица после всех платежей, является чистой прибылью. Она и будет примером финансирования бизнеса.
Доход можно повысить за счет:
- Снижения себестоимости. Это возможно за счет использования более совершенных технологий, сокращения объемов ручного труда;
- Повышения отпускных цен. Это зачастую невозможно, так как практически во всех сферах деятельности действует жесткая конкуренция;
- Увеличения объема продаж.
Прибыль может быть валовой и чистой. Первую определяют после вычета себестоимости и всех расходов, связанных с реализацией. Для расчета второй из оставшейся суммы нужно вычесть налоги и проценты за пользование кредитами.
Чистую прибыль можно направить на выплату дивидендов акционерам, развитие производства, реализацию новых проектов.
Отчисления в амортизационные фонды
Активы компании постепенно изнашиваются. Это относится к оборудованию, зданиям. Покупка новых или восстановление имеющихся требует значительных вложений. Чтобы не изымать в случае необходимости значительные суммы из оборота, создают специальные амортизационные фонды. В них направляют часть прибыли.
Основное преимущество данного способа финансирования заключается в том, что капитал всегда находится в распоряжении юридического лица. И в нужный момент его можно использовать без согласования с различными инстанциями и выплаты дополнительных налогов и сборов.
Для правильного формирования фонда необходимо:
- выбрать метод амортизации с учетом срока полезного использования актива;
- решить, как проводить переоценку основных средств;
- принимать в расчет проведенные капитальные ремонты и модернизации.
Доходы от собственности
Юридическое лицо может сдавать в аренду имеющиеся здания и сооружения, автотранспорт. Если есть ненужное оборудование, его зачастую продают. Но это будет разовая сделка. К тому же потом, если вдруг потребуется такой станок или прибор, его придется покупать, но уже за большие суммы.
Доходы предстоящих периодов
Эта группа включает деньги, полученные в отчетном квартале, но при условии, что они относятся только к будущим периодам.
Например, компания сдала в аренду офисное помещение и получила предоплату сразу за несколько лет вперед. Сумма за текущий год подлежит отражению на счете 62 «Расчеты с покупателями». А плату за последующие периоды надлежит отнести изначально на счет 98.
Сюда можно включить и целевые поступления из бюджетов разных уровней, предназначенные для финансирования строго определенных проектов.
Резервы под будущие расходы
Не все затраты можно спрогнозировать. Чтобы в случае необходимости компании не приходилось выводить из оборота значительные суммы, формируют различные фонды. Они могут предназначаться для выплат:
- отпускных, компенсаций за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников;
- лицам, занимающимся запуском в эксплуатацию нового оборудования;
- кредиторам в случае ликвидации или реорганизации юридического лица и т. д.
Для предприятия важно не просто создавать резервы, но и грамотно управлять ими. В этом случае фонды могут стать одним из основных ресурсов для погашения текущих платежей. Но при их создании важно учитывать требования законодательства в части лимитов отчислений.