Движение по ледовой Дороге жизни началось в ноябре 1941 года. В первые недели утонуло около сотни машин. Группа учёных во главе с Павлом Кобеко сумела остановить череду аварий и спасти жизнь тысячам людей. Павел Павлович Кобеко, потомственный дворянин, учёный-физик мирового уровня, с 1925 по 1952 год работал в Ленинградском физико-техническом институте и одновременно, начиная с 1930 года, преподавал в Ленинградском Политехе. Когда началась Великая Отечественная война, большая часть научных работников Физтеха во главе с Абрамом Фёдоровичем Иоффе эвакуировалась в Казань. Павел Кобеко руководил оставшимися в Ленинграде лабораториями, его называли «блокадным директором». Он входил также в комиссию при горкоме партии по внедрению оборонных изобретений, участвовал в строительстве железной дороги через Ладогу и военной переправы по льду под Шлиссельбургом. Именно под руководством Павла Кобеко группа учёных Физтеха и Политеха нашла способ обеспечить прочность ледового покрытия для движущихся п