Найти тему
Открытая Книга

Дело Уилкса: «черный пиар» в британской политике

"Агитация" на выборах. Англия, XVIII век. Уильям Хогарт.
"Агитация" на выборах. Англия, XVIII век. Уильям Хогарт.

Когда политика становится достоянием масс, а власть уже не может открыто прибегать к силе, вопрос влияния на общественное мнение приобретает критический характер. И политики готовы прибегать к любым, самым низким средствам, чтобы устранить соперника. Для истории Англии первым громким примером такого рода стало дело Уилкса.

Уилкс и «Норт-Брайтон»

Британская политика XVIII века не отличалась ни чистотой, ни честностью. Голоса избирателей покупали выпивкой и деньгами или давлением со стороны лендлордов – владельцев земли и целых городов, сами выборы иногда сопровождались потасовками между бандами подкупленных сторонников, а депутаты палаты общин голосовали по указке правительства или лордов в обмен на доходные должности для себя, членов своих семей или сторонников.

Карикатура на Джона Уилкса.
Карикатура на Джона Уилкса.

Одним из методов политической борьбы в то время стал подкуп популярных газетчиков, которые публиковали критические статьи, иногда переходившие границы дозволенного. Самым ярким деятелем такого рода был Джон Уилкс - выходец из богатой семьи, который еще в молодости купил себе место в палате общин британского парламента. Он вел разгульную жизнь лондонского денди, был ловеласом и азартным игроком, но в то же время и завсегдатаем литературных салонов. Из-за финансовых трудностей, к которым привел его такой образ жизни, он поступил на службу к оппозиционному лорду Темплу, который в 1762 году предложил ему выпускать свою газету «Норт-Брайтон», задававшей тон критике правительства.

Ричард Гренвилл, 2-й граф Темпл. Портрет кисти Уильяма Хоара
Ричард Гренвилл, 2-й граф Темпл. Портрет кисти Уильяма Хоара

Интересный факт. Как-то, будучи во Франции, Джон Уилкс имел беседу со знаменитой мадам Помпадур. Всемогущая фаворитка короля поинтересовалась у него: «Насколько велика свобода прессы в Англии?», на что Уилкс, славившийся остроумием, ответил: «Вот именно это я и пытаюсь выяснить».

«Норт-Брайтон» публиковала материалы на границе дозволенного. Так, Уилкс, например, позволил себе намекать на любовную связь между королевой-матерью и фаворитом короля Георга IIIлордом Бьютом. У правительства давно чесались руки расправиться с неуемным журналистом, и оно лишь ожидало подходящего повода.

Дело Уилкса

И повод предоставился: 23 апреля 1763 года в 45-м номере газеты вышла статья, которая объявила программную речь короля в парламенте ложью. Воспользовавшись этим оскорблением Его Величества, государственный секретарь Англии выпустил приказ об аресте автора статьи, конфискации его документов для следствия и всего тиража газеты. Уилкса бросили в одиночную камеру в Тауэре, а его бумаги были тщательно обысканы.

Однако судья сэр Чарльз Пратт, который сам был сторонником оппозиции, вынес оправдательный приговор. Джон Уилкс был членом парламента, а поскольку он не совершил деяния, которое бы подпадало под государственную измену, призывы к мятежу или уголовное преступление, его нельзя было просто так упрятать за решетку.

Чарльз Пратт, 1-й граф Кемден
Чарльз Пратт, 1-й граф Кемден

Уилкса это решение окрылило: он не только публично представлял свое дело как – не много ни мало - покушение на свободу английского народа (что нашло горячий отклик в массах), но и подал в суд на государственного секретаря, а поскольку дело рассматривал уже знакомый нам судья, Уилкс его выиграл, получив компенсацию в тысячу фунтов стерлингов (пострадавшая типография получила 400 фунтов).

Для сравнения: на 3 тысячи фунтов стерлингов в те времена можно было построить целый корабль, а рабочей семье, чтобы заработать такую сумму, пришлось бы трудится (при этом не тратя ни пенни) целых 62 года.

Запрещенный прием

Такого унижения британское правительство не испытывало еще никогда. А поскольку законные средства заткнуть рот непокорному уже были исчерпаны, оно придумало довольно скверный план – дискредитировать Уилкса так, чтобы палата общин лишила его членства в парламенте и, соответственно, депутатского иммунитета от судебных исков.

Заседание английского парламента XVIII столетия
Заседание английского парламента XVIII столетия

Лорд Сэндвич подговорил мастера типографского цеха (к тому времени Уилкс обзавелся своей собственной типографией) напечатать написанный ранее в шутку, не для печати «Эссе о женщине» - стихотворение непристойного содержания. После чего подкупленные правительством люди предали «факт» такой публикации гласности (хотя в действительности был напечатан только один-единственный экземпляр). В пуританской Англии разразился невиданный скандал, образ Уилкса в парламенте как защитника исконных английских свобод омрачился дурной славой распущенного хулигана. От него отступились все его старые высокопоставленные друзья из оппозиции. И палата общин проголосовала за лишение его депутатского мандата. Самого Уилкса вызвали на дуэль, где он получил тяжелое ранение, едва не стоившее ему жизни. В суде тут же инициировали дело о клевете на короля, которое пахло уже реальным сроком.

Уилкс понимал, что без депутатского мандата он обречен на обвинительный приговор и почел за лучшее эмигрировать во Францию.

(Позднее по делу о публикациях об оскорблении короля и непристойном стихотворении Уилкс был приговорен к штрафу по 500 фунтов стерлингов за каждую публикацию, 10-ти и 12-ти месячному тюремному заключению).

Но несмотря на вероломный поступок правительства и лордов, народ остался на стороне своего кумира: так, предавший Уилкса типограф после этого нигде не смог найти работу и покончил с собой. А Уилкс готовился нанести британскому правительству ответный удар.

Если вам было интересно, обязательно поставьте лайк 👍 , делитесь своими мнениями в комментариях и сообщайте, какие темы из истории Англии вам интересны – они обязательно появятся в дальнейших выпусках «Хроник Туманного Альбиона»!