Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Герой Смутного времени

Смутное время вывело на передний план не только авантюристов, но и достойных сынов России. Одним из них был князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, полководец и дипломат, спасший Москву от войск Лжедмитрия II и его польско-литовских союзников.

Детство этого представителя старшей ветви Шуйских прошло в Кохомской волости на берегах реки Уводь (ныне Ивановская область). Михаил рано осиротел и ему начал покровительствовать четвероюродный дядя Василий Шуйский. Когда в 1606 году Василий был избран царём, он назначил 20-летнего племянника воеводой. Несмотря на стремительный взлёт, молодой князь показал себя хорошим полководцем. Он разгромил войско Ивана Болотникова в нескольких боях, в том числе, в генеральном сражении под Москвой.

В награду Михаил получил от дяди чин боярина. Но приспела новая напасть – вторжение Лжедмитрия II и его польско-литовских союзников. В 1608 году новый самозванец разбил армию младшего брата царя, Дмитрия Шуйского, и подступил к Москве. Царь отправил Скопина-Шуйского в Новгород – договариваться со шведами о военной помощи, а взамен обещать, что новому союзнику будет передана крепость Корела.

Миссия оказалась успешной. В сопровождении шведского корпуса Делагарди молодой воевода отправился к Москве, по пути собирал русские войска и громил тушинцев. Однако под Тверью шведские наёмники отказались продолжать поход – они требовали то отдыха, то повышения жалования, то возмущались тем, что передача Корелы затягивалась. В итоге Скопин-Шуйский отделился от корпуса Делагарди и ушёл в Калязин.

Памятник Скопину-Шуйскому в Калязине, который в 1609 году стал базой князя. Памятник венчает не орёл, другая птица из этого семейства - скопа! А ведь от неё фамилия князя Скопина-Шуйского и происходит... Фото Ларисы Сахаровой.
Памятник Скопину-Шуйскому в Калязине, который в 1609 году стал базой князя. Памятник венчает не орёл, другая птица из этого семейства - скопа! А ведь от неё фамилия князя Скопина-Шуйского и происходит... Фото Ларисы Сахаровой.

Здесь воевода и оставшийся ему верным отряд шведа Кристера Сомме стали учить русские войска «стройной рати» - европейской манере боя. К князю Михаилу подошли полки из Ярославля и Костромы. И в августе 1609 года у стен Макарьевского монастыря он одержал победу над войском гетмана Яна Петра Сапеги, который решил раздавить новую русскую силу. Этот успех позволил Скопину-Шуйскому начать движение к Москве: были освобождены Переславль-Залесский и Александрова слобода. Сапега был разбит ещё два раза: в октябре 1609 года – в битве на Каринском поле под Александровом, и в феврале 1610 года под Дмитровом. Осада с Троице-Сергиева монастыря была снята, а Москва деблокирована!

Тем временем, в Тушинском лагере начался разлад, сам Лжедмитрий II бежал в Калугу, а поддерживающие его поляки и литовцы ушли под Смоленск, который осаждали войска польского короля Сигизмунда III. В марте 1610 года войска Михаила Скопина-Шуйского торжественно вошли в Москву!

-3

Авторитет молодого полководца взлетел на необычайную высоту. Его стали называть возможным кандидатом в цари. Сам Скопин-Шуйский эти разговоры игнорировал, он готовил войско для похода на помощь осаждённому Смоленску… Но, похоже, братьям царя Василия Шуйского – Дмитрию и Ивану – популярность молодого родственника была не по нраву. По крайней мере, народная молва обвинила именно их в случившейся дальше трагедии. Ровно 413 лет назад, 23 апреля 1610 года (3 мая по новому стилю), князь Михаил Шуйский скончался в возрасте 22 лет!

По слухам, молодого князя отравили во время пира, а чашу с ядом ему поднесла жена Дмитрия Шуйского и дочь Малюты Скуратова Екатерина. Возможно, никакого отравления и не было, а на здоровье князя сказалось сильное переутомление во время похода 1609-1610 годов. Иначе всё это выглядело, будто Шуйские спилили сук, на котором сидели. Уже в июне 1610 года Дмитрий Шуйский, который возглавил поход на помощь Смоленску, был наголову разгромлен поляками в Клушинской битве. В Москве произошло очередное восстание, и царь Василий потерял трон и свободу…