Выявляем десять продуктов питания, производство которых за период с 2010 по 2021 год выросло в мире больше других.
А также какой продукт препятствует старению, что составит конкуренцию чаю и как древние инки связаны с будущими космическими полётами.
Источник информации – данные ФАО.
1. Анис, бадьян, кориандр, кумин, тмин, фенхель и ягоды можжевельника (рост производства в 3,3 раза)
ФАО почему-то объединяет все указанные эфиромасличные культуры в одну группу. 2/3 их производства приходится на Индию, заметную часть мирового урожая снимают Турция и Мексика.
В России данные растения также выращивают, но в мировом масштабе доля не очень высокая (3%). В то же время рост производства вполне солидный (в 12 раз за рассматриваемый период).
Эфирные масла используются как ароматизаторы, главным образом в пищевой, фармацевтической и косметической промышленности. Несмотря на то что они традиционно называются «маслами», на самом деле таковыми не являются (жиров в них нет).
2. Черника (рост в 2,9 раза)
Мировой лидер по производству - США (31,5%), далее следуют Перу и Канада. Россия на этом рынке едва заметна (0,4%), хотя и удвоила валовой урожай сладкой ягоды.
Интересно, что родина растения до сих пор не установлена.
Используется в пищу как в свежем виде, так и для приготовления джемов, соков, выпечки, молочных продуктов и даже ликёров. При термической обработке большая часть полезных свойств сохраняется.
Черника значительно замедляет процессы старения и обладает омолаживающим эффектом. Группа учёных, которая это обнаружила, немедленно начала ежедневно употреблять чернику за завтраком.
3. Имбирь (рост в 2,8 раза)
Теплолюбивая тропическая культура. Главные производители: Индия (45%), Нигерия и Китай. В России не культивируется.
Весьма популярная специя, используемая в мировой кулинарии и традиционной медицине (например как средство от тошноты) в течение 5000 лет. Имбирный чай обладает мощным согревающим эффектом (проверено автором).
4. Авокадо (рост в 2,3 раза)
Возделывается в латиноамериканских странах: Мексика (28%), Колумбия и Перу.
Известный фрукт, рост популярности которого в последние годы связывают с веганами (за счёт высокого содержания жиров может частично компенсировать отказ от мяса).
5. Мускатный орех и кардамон (рост в 2,2 раза)
Более трети данных пряностей производит Индия, далее следуют Индонезия и Гватемала.
6. Листья мате (рост в 2 раза)
Ключевые производители: Аргентина (55%), Бразилия и Парагвай.
Несмотря на то что Аргентина является одним из мировых лидеров по производству чая, его львиная доля отправляется на экспорт. В самой республике пьют мате.
В последние годы популярность горячего напитка выходит за пределы Южной Америки и начинает завоёвывать весь остальной мир. Возможно, у чая и кофе в недалёком будущем появится новый глобальный конкурент.
7. Перец (рост в 1,9 раза)
Ещё одна всем известная приправа. Главный мировой перечный центр - Узбекистан (36%), далее следуют Бразилия и Индонезия.
8. Подсолнечник (рост в 1,8 раза)
Россия и Украина на пару собирают 55% мирового урожая. Производство в России за рассматриваемый период выросло в 3 раза. Помимо масличного подсолнечника (популярность этого вида масла в мире стремительно увеличивается), возделываются также грызовые и кондитерские сорта (и гибриды).
9. Семена льна (рост в 1,8 раза)
Ещё один вид продукции, по производству которого Россия впереди планеты всей (39%), следом идёт Казахстан. В нашей стране за последние 10 с лишним лет валовой сбор увеличился в 7 раз.
Льняное семя используется для отжима масла и непосредственно в качестве добавки в различные кулинарные изделия.
10. Киноа (рост в 1,8 раза)
Главный мировой производитель - Перу (73%).
В цивилизации древних инков данная зерновая культура входила в тройку ключевых продуктов питания (наряду с кукурузой и картофелем). И хотя прибывшие европейцы отнеслись к ней с презрением, инки и другие племена смогли сохранить киноа до настоящего времени.
Несмотря на то что многие столетия это растение возделывалось только в Андах, в последние годы был открыт ряд его уникальных свойств, которые делают киноа одной из самых перспективных культур планетарного масштаба.
В первую очередь следует отметить состав семян (полноценный белок, клетчатка, железо, магний, кальций). Использоваться может в качестве крупы, сырья для макарон, хлеба и других продуктов.
Во-вторых, киноа крайне неприхотливо. Растёт на бедных почвах в горной местности, выдерживает жару, холод и засуху. Отлично адаптировалось в Тибете, Нидерландах и других местах по всему миру.
НАСА включила эту культуру в разрабатываемую систему жизнеобеспечения длительных космических полётов.
Другие
Другими быстро растущими продуктовыми рынками являются: мясо гусей (в 1,8 раза), грибы и трюфели (в 1,8 раза), мандарины (в 1,7 раза), малина (в 1,7 раза) и прочие.
Возможно, Вам также будет интересно:
Если узнали что-то новое, просьба оставить лайк. Подпишитесь на канал, и мы обещаем ещё много интересного.