В многовековой истории Армении встречалось большое количество героев, благодаря которым мы сегодня живём. Особого внимания заслуживает Гарегин Нжде - непобедимый полководец,
великолепный философ, создатель государства, блестящий оратор. И это ещё не вся характеристика этой уникальной личности.
Гарегин Тер-Арутунян родился в семье священника в 1886 году в селе Кузнут Нахиджеванского уезда. Главной целью жизни Спарапета была освобождение своей Родины от турецких захватчиков и создание сильного и независимого гоударства. Показателен момент допроса в
советской тюрьме, который в своей книге "Нжде и КГБ" описывает Ваче Овсепян: Затем замминистра неожиданно решил пустить в ход «главный козырь» и заявил буквально следующее: «Вы, Нжде, должны быть благодарны нам за то, что, несмотря на ваши кровавые деяния по
отношению к большевикам в Зангезуре, мы, тем не менее, сохранили вам жизнь и не расстреляли вас». Эти слова привели Нжде в ярость. Он вскочил с места и выпалил в лицо Агекяну: «Я наплевал на ваш расстрел. Вы должны понимать с кем имеете дело. Я – Гарегин Нжде, убежденный враг большевизма, посвятивший свою жизнь бескомпромиссной борьбе за свободу и независимость своего народа. Я отстоял Зангезур от турок и турко-большевиков. Неужели я испугаюсь вашего расстрела? Многие пугали меня им, но ничего не добились».
К сожалению, большинство людей не знают чем именно прославился Нжде и как конкретно спас Армению. Сложно найти человека в Армении или даже в диаспоре, которому не было бы известно имя великого военначальника, однако даже треть знающих его имя не имеют даже
представления о деятельности Нжде и его значимости.
Несомненно кульминацией борьбы Нжде за свободу своего народа стала его деятельность в Сюнике. Всё началось с подписания унизительного для Армении "Александропольского" договора. Согласно договору, к Турции отходили Карсская область и Сурмалинский уезд с горой Арарат (свыше 20,7 тыс. кв. км). Армения лишалась права вводить обязательную воинскую повинность, а максимальная численность её армии устанавливалась в 1500 чел. при 8 орудиях и 20 пулемётах. Армения признавала аннулированным Севрский мирный договор. Турция получала право контролировать железные дороги и прочие пути сообщения Армении и т.д. Однако после вступления красной армии на территорию Армении (4 декабря 1920 года) Советское Правительство Армении отказалось его принимать и признала его аннулированным. Дальнейшая судьба Армении решалась на Московской конференции в феврале-марте 1921 года. Интересен тот факт, что вопросы решались между Турцией и РСФСР, а армянская делегаци в данном процессе не участвовала. По итогам конференции был подписан Московский договор, который дублировал ряд положений из "Александропольского" договора. РСФСР обязала Армению передать Сюник и Нахиджеван Азербайджану. Но Гарегин Нжде не признаёт ни один из вышеупомянутых договоров
и провозглашает в Сюнике республику Горная Армения. В результате многочисленных сражений Нжде со своим немногочисленным войском одерживает невероятные победы над Красной армией и турецкими частями в её составе. Заручившись гарантией советских властей, что Сюник
останется в составе Армении Спарапет покидает родной край и уезжает в Иран.
Мы не можем точно знать что было бы если на пути большевиков не встал Нжде. Однако с большой долей вероятностью Арцах и Сюник последовал бы судьбе Нахиджевана и на сегодняшний день там не
было бы армян. Но это лишь лучший из возможных сценариев. Отдав Сюник азербайджанцам,была бы разбита "христианская стена"между Турцией и Азербайджаном. В таком случае при желании два братских народа могли бы в любой момент устроить новый геноцид и окончательно уничтожить армянский народ, а слово Армения сегодня существовал бы
лишь как термин географической области или некогда великого государства, по примеру Ассирии.
Если говорить о духовных творениях Гарегина Нжде, то в первую очередь надо упомянуть об идеологии Цехакрон. Данное творение незаслуженно недооценено и мало кто о нём знает. Целью цехакронизма является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства. Согласно данной идеологии армяне делятся на 3 вида: 1 национально-родовую (цегх), цхамард как представитель це́ха, является лучшей частью армянской нации, цель которой — увековечение своего вида на родине: в Армении, Цехамард несёт в себе армянство и передаёт её потомкам; 2 колеблющуюся или неопределившуюся (жоховурд), Жоховурд подвержен эффекту толпы и живёт повседневной жизнью; 3 антинациональные (таканк) - внутренние враги рода. Взгляды, отражённые в цехакронизме особо актуальны в настоящее время. В советское время было невозможно продвигать данную философию и значительная часть нашего населения воспитывалась на других
идеалах и принципах.
Оценивая Нжде как личность нельзя не вспомнить его обращение к армянской интеллигенции. Главный посыл заключается в том, что армянскому народу нужно окрепнуть духом, перестать
искать виновиков своих несчастьев и надеятся только на себя. Важно подчернуть, что Нжде интрепретирует казалось бы наши недостатки в достоинства, а именно наше географическое положение: "Жалуются, недовольны, проклинают судьбу и бесконечно повторяют, что мы
находимся на великих перекрестках, что плохи они, эти перекрестки.Здесь только одна жалкая истина, но сколько преимуществ взамен. Ведь наше нагорье неприступно, каждая из наших гор неуязвима." Читая биографию Нжде понимаешь какой может быть несправедливой судьба. Человек отдавший всю свою жизнь Родине проводил свои остатки дней в тюрьме. В упомянутой в начале статьи книге Ваче Овсепян восхищается Гарегином Нжде как настоящим патриотом, который даже в конце своей жизни имев целый букет болезней думал лишь об Армении.
Казалось бы Нжде умер в 1955 году, а вместе с ним и надежды армян на независимое государство. Но Спарапет даже с того света смог помочь своей Родине в самой нужный момент. Во время Арцахской освободительной войны, в период острой нехватки оружия командиры
добровольческих отрядов искали любую возможность раздобыть оружие. Один из таких командиров - Михаил Тарханян оказался в доме у одной слепой бабушки, которая как оказалось в своё время имела роман с Гарегином Нжде. Бабушка передала Тарханяну карту, которую ей
передал Гарегин. На ней были отмечены места, в которых перед своим отъездом из Армении Нжде закопал всё имеющееся у него оружие.
Тарханян передал карту бизнесмену Михаилу Калантаряну, с просьбой организовать раскопки в горах Сюника и любой ценой найти оружие.
На всех отмеченных местах действительно оказались закопаны винтовки, боеприпасы и снаряды царских времён. Все это было восстановлено и отправлено на фронт. Дальновидность Гарегина не подвела его и в этот раз и даже спустя 40 лет после своей кончины он внёс свой вклад в освобождении Родины. Закончить данную статью хотелось бы его дневниковой записью:"- Я должен умереть со спокойным сердцем, армянский юноша, если в твоем поколении слово "армянский" со стороны друзей и врагов армянского народа будет употребляться со смыслом
"храбрый". Пока в своей целостности не храбр и не мужественен армянский народ, для него еще существует опасность исчезновения всей нации с карты мира. Армянская молодежь, ты должна суметь призвать к совести во время внешней опасности. Ты не дрожишь от злости, армянская молодежь, что заживо сожженные твои единокровцы не смогли потревожить духовную спячку некоторых твоих отцов?"
Подписывайтесь на наш телеграм канал https://t.me/hayqi_ashxarh