3-го мая 1945-го года британские ВВС совершили военное преступление – они разбомбили 3 судна, которые были загружены узниками концлагерей. Заключённые немцами были переданы шведскому Красному Кресту и грузились в порту Любекской бухты, неподалёку от побережья Нойштадта. Но, в этой истории не всё так однозначно.
Огромный пассажирский лайнер «Кап Аркона», а также грузовые суда «Дойчланд» и «Тильбек», в апреле 45-го года немцами были переоборудованы в плавучие тюрьмы, и к моменту трагедии на них находилось более 10 тысяч человек.
Красный Крест Швеции (которая считалась тогда нейтральной страной) до этого уже по дипломатическим договорённостям вывез из Германии 15 тыс. узников в рамках спасательной операции «Белые автобусы». Преимущественно это были граждане Норвегии и Дании, а так же Франции и Польши. Теперь же, новая партия заключённых грузилась под присмотром сотрудников Красного Креста, а узникам раздавалась тёплая одежда и питание. Но тут, в 14:45 в небе появились штурмовики Королевских ВВС «Хоукер Тайфун», вооружённые пушками, ракетами и бомбами.
Не обращая внимания на белые полотна на кораблях и знаки Красного Креста, англичане первой атакой обрушили массированный огонь на лайнер «Кап Аркона». Вторая эскадрилья атаковала суда «Дойчланд» и «Тильбек». Последний корабль затонул в течении нескольких минут: из 2800 находившихся на борту спаслось лишь 123 человека. На грузовых кораблях узники располагались в трюмах, а охрана их пока ещё осуществлялась нацистской администрацией, поэтому конвой во время налёта не открыл засовы клинкетов (двери на корабле), и люди умерли в страшных мучениях. Спасшиеся с этого судна, скорее всего, были сами конвойные и часть экипажа.
На «Cap Arcona» и «Deutschland» после нескольких попаданий начались сильные пожары, и там так же вооружённая охрана не давала узникам покидать судна. Более четырёх тысяч заключённых сгорели заживо или отравились угарным газом. Лайнер «Cap Arcona» перевернулся на левый борт и частично затонул, а грузовое судно «Deutschland» затонуло лишь через несколько часов. Большая часть охранников успела покинуть корабли и их спасли немецкие траулеры, а вот узниками было заполнено всё водное пространство. И без того обессиленные, они барахтались на поверхности – многие тонули, но кто-то и доплывал до берега. А в это время по ним вели огонь английские самолёты.
Об этом написал Василий Соломаткин, советский военнопленный, который был в самой гуще тех событий:
«Корабли с узниками на борту бомбили и расстреливали английские самолёты, несмотря на вывешенные белые флаги о капитуляции. После того как выжившие попытались доплыть до берега, их продолжили расстреливать англичане ещё и с торпедных катеров. Оставшихся в живых и добравшихся до берега советских пленников ждала тоже незавидная судьба — они становились узниками уже английских лагерей.»
В 17:00 бомбёжка прекратилась, и порт стала занимать британская пехота, которые, увидев, что натворили их лётчики, сразу же приступили к спасательной операции.
В итоге, число жертв данной бойни составило от 7-ми до 9-ти тысяч человек (историки пока спорят о цифрах), подавляющее большинство из которых были узниками из концлагерей. Спаслось: 314 заключённых и членов команд, и около 500 эсэсовцев из охраны. В течение нескольких недель после атаки тела погибших прибивало к берегу.
Ну и вишенка на торте. Можно предположить, что это была страшная ошибка со стороны английских ВВС, но, рассекреченные чуть позже документы, явно говорили, что британское командование знало и чётко представляло себе, кто находится на данных кораблях, и всё равно отдало приказ к атаке. Когда же, им ткнули документами в нос, и попросили объясниться, то уже британские политики ответили: «А мы думали, что вместе с заключёнными на этих кораблях убегут в Швецию и высокопоставленные чины Третьего Рейха».
Ну и вторая вишенка на торте. После войны, в сентябре 1945-го года союзными войсками был арестован последний шеф СС и полиции Гамбурга Георг-Хеннинг фон Бассевиц-Бер. Именно он руководил операцией по вывозу заключённых на кораблях. На допросе в суде он признался, что узников предполагалось не отдать Красному Кресту, а утопить в море. Именно для этого и были предназначены данные плавучие тюрьмы. До, погрузки с кораблей были сняты шлюпки и все спасательные средства, личный состав матросов был уменьшен до минимума, а к капитанам и офицерам кораблей так же была приставлена охрана, так как они отказывались участвовать в карательной операции, и согласились только под угрозой расстрела. «Все заключённые с нормальной кровью уже были переданы Швеции в первых партиях, а в этот раз на корабли грузили преимущественно евреев и славян», - заключил фон Бассевиц.
Этот «замечательный человек» был оправдан британским трибуналом, но своё он всё же получил. Его передали Советскому Союзу, и уже здесь он был приговорен к 25 годам каторжных работ за убийство 45 000 мирных жителей в районе Днепропетровска и умер через два года.
Самое печальное во всей этой истории то, что, скорее всего, бомбёжка кораблей британцами, спасла хоть кому-то из узников жизни, а так бы нацисты их уничтожили под ноль.
Подписывайтесь на канал История Онлайн, иначе пропустите самое интересное.