Найти тему
5 Колесо

Почему Карл Бенц ушел из компании, которую сам же и создал

Те, кого однажды увольняли с работы, согласятся, что праздновать здесь особо нечего. Хотя кое-кто по прошествии лет и скажет: не уйди я тогда, не открылись в моей жизни новые возможности, не достиг бы я новых высот.

Карл Бенц и Готлиб Даймлер — два столпа германского технического превосходства. 28 июня 1926 года в их честь назвали крупнейший германский концерн Daimler-Benz AG. С тех пор Бенца и Даймлера всегда преподносили нам «сладкой парочкой», «шерочкой с машерочкой». Хотя, согласно официальной истории, они так никогда и не встретились друг с другом (что, конечно, красивая неправда). Официальную историю марки слагал штатный историк концерна Пауль Зиберц (Paul Siebertz), в прошлом редактор австрийской еженедельной монархической газеты Das Vaterland. Неизвестно, насколько герр Зиберц разделял взгляды своего земляка, но с приходом в Германии ко власти Гитлера развернулся по-настоящему. В Третьем Рейхе достижения техники и промышленности были поставлены на службу государственной идеологии. Так мы до сих пор и повторяем нацистские бредни о том, что Карл Бенц и Готлиб Даймлер являются изобретателями автомобиля.

Карл Бенц с детьми у первой в мире малолитражки, выпускавшейся крупной серией — Benz Velociped (Velo). С 1894 по 1901 год построено около 1200 штук.
Карл Бенц с детьми у первой в мире малолитражки, выпускавшейся крупной серией — Benz Velociped (Velo). С 1894 по 1901 год построено около 1200 штук.

В канонизации Бенца и Даймлера немцы перебарщивали, точно как у нас злоупотребляли навязыванием основоположников марксизма-ленинизма. Что не раз давало повод для беззлобных шуток. Помните? Карл Маркс и Фридрих Энгельс — не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. В январе 1978 года член-правления Daimler-Benz AG Гейнц Гоппе (Heinz Hoppe) передавал через министра внутренних дел СССР Николая Анисимовича Щелокова ключи к очередному четырехколесному подарку Брежневу. Увидев на массивном брелоке профили Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, министр пошутил: «Это Маркс и Энгельс?»

Карл Фридрих Михаэль Вайант Бенц (25 ноября 1844 — 4 апреля 1929). Таким он был, когда создавал автомобиль.
Карл Фридрих Михаэль Вайант Бенц (25 ноября 1844 — 4 апреля 1929). Таким он был, когда создавал автомобиль.

Абсолютной же правдой является то, что 2 ноября 1886 года патентное ведомство Германии Kaiserlisches Patentamt выдало Карлу Бенцу патент за номером 37435 на «транспортное средство, работающее на газе». А 3 июля того же года трехколесный экипаж Бенца, наконец, успешно поехал. Хотя об этом написали в газетах, особого ажиотажа новация не вызвала. Газовые (т. е., работающие на легких фракциях нефти) стационарные двигатели не были в диковину. Тот же Бенц с 1 октября 1883 года выпускал их на своей Benz & Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim («Рейнская фабрика газовых двигателей Бенца и компаньонов»). За первые четыре месяца работы фирма выпустила 800 стационарных моторов, работающих на лигроине.

Титульный лист патента Карла Бенца с изображением его первого автомобиля.
Титульный лист патента Карла Бенца с изображением его первого автомобиля.

Бенц продолжал совершенствовать свой автомобиль, получив до 1888 года еще 4 патента. 1 мая 1890 года из дела вышли слабые партнеры и вошли новые, более состоятельные: Фридрих фон Фишер (Friedrich von Fischer) и Юлиус Ганс (Julius Ganß). Заложен новый завод в пригороде Мангейма — Некарштадте. Началось строительство серий автомобилей — впервые в мире. Расширялась география поставок. В 1894 году купец 1‑й гильдии Карл Шпан открывает торговлю механическими транспортными средствами Бенца в Петербурге и Москве. В 1899 году фирма Benz & Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim выпускает акции, приобретает приставку AG («акционерное общество»).

Сохранившийся автомобиль Бенца (3‑я, усовершенствованная модель 1888 года) из собрания лондонского Science Museum.
Сохранившийся автомобиль Бенца (3‑я, усовершенствованная модель 1888 года) из собрания лондонского Science Museum.

В это время Готлиб Даймлер, чей первый автомобиль поехал только в апреле 1887 года, продал лицензию на мотор собственной конструкции французской фирме Panhard et Levassor. Эти моторы начали устанавливать также на автомобили Peugeot — фирмы, ставшей вторым серийным производителем во Франции. Даймлер открыл филиалы в Великобритании и Австрии. С 1890 года его фирма называется Daimler-Motoren-Gesellschaft AG, «Акционерное общество по производству моторов Даймлера». К 6 марта 1900 года, когда Даймлер умирает, капитал этого АО составляет впечатляющие 900 000 марок. Капитал акционерного общества Бенца — примерно 2,7 млн марок.

Реклама первого российского дилера автомобилей марки «Бенц»: Benz Velo — самый ходовой товар.
Реклама первого российского дилера автомобилей марки «Бенц»: Benz Velo — самый ходовой товар.

Они шли разными путями. Даймлер ставил на рекламу, в том числе через гонки. Бенц рекламу презирал и ставил на доступность своих машин. В 1900 году Бенц продал рекордное число своих автомобилей — 603 штуки. Даймлер — только 96. Однако партнеры склонили Бенца к ошибочным решениям (наняли французского конструктора Мариуса Барбару (Marius Barbarou), инвестировали в мощную спортивную машину), тогда как рядом с Даймлером появился оборотливый консул Австро-Венгрии в Ницце Эмиль Елинек (Emil Jellinek), привлекший одаренного инженера Вильгельма Майбаха (Wilhelm Maybach).

Реклама дизельных моторов M.W.M. в советском журнале «Мотор», 1927 г.
Реклама дизельных моторов M.W.M. в советском журнале «Мотор», 1927 г.

Огорченный непониманием со стороны вчерашних единомышленников, Карл Бенц вышел из правления предприятия, которое сам же и создал. Этот поступок зафиксирован в торговом реестре Мангейма 21 апреля 1903 года.

Однако у изобретателя оставалась еще одна любимая игрушка — старый моторостроительный завод в Мангейме. Бенц привлекает инженера Проспера л’Оранжа (Prosper L’Orange) с его патентом на двигатель с воспламенением от сжатия с форкамерой (DRP 230 517 от 14 марта 1909 года). Начинается освоение совершенно новой области — дизельного моторостроения. Моторные плуги, тракторы, суда, подводные лодки. Дело процветает. В 1922 году отделение стационарных двигателей Бенца переименовывается в Motoren-Werke Mannheim GmbH — M.W.M. Фирма существует по сей день, правда, с ноября 2013‑го не как M.W.M., а как Caterpillar Energy Solutions GmbH. Про образованную 9 июня 1906 года в Ладенбурге автомобильную фирму C. Benz Söhne («Сыновья Карла Бенца») выпадет круглая дата, обязательно расскажу.

Похороны Карла Бенца 6 апреля 1929 года в Ладенбурге. Перед гробом движется его любимый Benz Velo.
Похороны Карла Бенца 6 апреля 1929 года в Ладенбурге. Перед гробом движется его любимый Benz Velo.

Не стану растягивать, как баян, все успехи и неудачи бывших заводов Бенца и Даймлера. Заострю внимание только на одном факте: к моменту образования концерна Daimler-Benz AG ни одного из отцов-основателей там уже не было (хотя престарелый Бенц застал слияние). Почему это важно? Да потому, что их последователи с уважением отнеслись к памяти основоположников. Могли же назвать концерн иначе! С позиций нейминга что Daimler-Benz, что Mercedes-Benz звучит одинаково неблагозвучно. И на радиаторе не помещается. Ведь как в те годы называли в Германии автомобили? Audi. Это часть известного латинского изречения. Dixi. Это и вовсе крылатое выражение по латыни. Opel. Удачная фамилия. Hanomag. «Телеграфное» имя, емкая аббревиатура от длиннющего названия фирмы. На худой конец, BMW!

Общая реклама двух марок, Mercedes и Benz после победы в Испытательном пробеге 1925 года по СССР. Спустя год марка станет общей: Mercedes-Benz.
Общая реклама двух марок, Mercedes и Benz после победы в Испытательном пробеге 1925 года по СССР. Спустя год марка станет общей: Mercedes-Benz.
Почтовые марки, выпущенные в 1936 году в нацистской Германии в честь 50‑летия автомобильной промышленности.
Почтовые марки, выпущенные в 1936 году в нацистской Германии в честь 50‑летия автомобильной промышленности.

Сколько славы обрушится на Daimler-Benz AG, каких высот достигнет концерн! И все, чтобы 25 лет назад, 7 мая 1998 года, громогласно... забыть об одном из его основателей. Шестого мая в Лондоне (что само по себе унизительно для германского предприятия) между Daimler-Benz AG и Chrysler Corporation было подписано соглашение о слиянии. Новый концерн стал называться DaimlerChrysler AG. Без Бенца. Воистину, кто не чтит предков своих...

Биография Карла Бенца, опубликованная Паулем Зиберцем в 1943 году.
Биография Карла Бенца, опубликованная Паулем Зиберцем в 1943 году.

Третьего августа 2007 года американскую часть (Chrysler) концерна поглотила инвестиционная группа Cerberius Capital Management. Цербером в греческой мифологии звали трехголового пса, не выпускавшего мертвых из Аида обратно в мир живых. И что, после развода концерн вернул себе прежнее двойное имя? Ничего подобного! Концерн назвали просто Daimler AG. Хорошо еще, автомобили сохранили марку Mercedes-Benz!

В 2005 году в помещении бывшего завода C. Benz Söhne в Ладенбурге под Мангеймом открылась экспозиция автомобилей. На переднем плане — редчайший грузовоз Benz-Gaggenau.
В 2005 году в помещении бывшего завода C. Benz Söhne в Ладенбурге под Мангеймом открылась экспозиция автомобилей. На переднем плане — редчайший грузовоз Benz-Gaggenau.

Бизнес — штука жесткая. Без американской «крыши» концерн в США ждали обвинения в коррупции, в подтасовке данных о чистоте отработавших газов. Но и это не все. Первого февраля 2022 года концерн переименовали в Mercedes-Benz Group AG. Смешали зачем-то немецкое AG с английским Group. Яркий пример того, что в ФРГ называют «денглиш», смешения немецкого с английским. Решение в духе тех, кто раскрашивает государственные символы в цвета ЛГБТ, придумывает средний пол и поклоняется святой Грете. Годом ранее концерн отправил в самостоятельное плавание на бирже свое отделение по производству грузовых автомобилей, автобусов и военной техники. Под именем Daimler Truck Holding AG. Добровольно отказался от части, некогда делавшей его одним из могущественных предприятий Германии. Ни Карлу Бенцу, ни Готлибу Даймлеру такое и не снилось.

Что еще почитать:

Как появилась уникальная Tatra-11 и в чем ее особенности

Как Советский Союз помог Китаю создать собственный автопром

Renault вместо «Жигулей» и даже советский Porsche! Какие иномарки хотели выпускать в СССР