Найти тему
ActaCinema

«Обыкновенный фашизм» – то, о чем надо помнить всегда

Документальный фильм Михаила Ромма об идеологической болезни двадцатого века. Эта болезнь, захлестнувшая Европу, принесла только кровь, боль и ужас.

Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/album-97578078_254931153
Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/album-97578078_254931153

Для тех, кто думает, что все еще живет по совести и чтит подвиг предков, настало время призадуматься, что сегодня означает ритуал «Дня Победы». Когда детские коляски превращаются в танки, когда с портретом прадеда втискивается портрет наемника из ЧВК, когда машин с наклейками «можем повторить» становится больше, хотя и дураку понятно, что этот праздник памяти и возвращения мира должен говорить нам о том, что повторять ничего не надо. Я всегда гордился подвигом своих предков, всегда на праздничных выходных смотрел военные фильмы, ходил на парады, но сегодняшняя клоунада не имеет ничего общего с тем, что нам говорили те, кто защищал нас от фашизма.

Но если кто-то все еще в чем-то сомневается – просто посмотрите документальный фильм «Обыкновенный фашизм» который вряд ли покажут в прайм-тайм по телевизору, вряд ли вообще покажут… Это фильм раз и навсегда прояснит симптомы ужасной идеологии, которая может заразить любого. «Обыкновенный фашизм» на то и обыкновенный, что может проявится в любом обществе, в любой культуре. Фашизм не является сугубо итальянским или немецким, он присущ как другим Западным странам, так и России.

Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/photo-97578078_456251994
Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/photo-97578078_456251994

Ромм нагнетает обстановку постепенно. Сначала режиссер делает акцент на людях, разных людях, проживающих в непохожих идеологических системах. Вот немецкие люди, разные дети, красивые рисунки, веселое настроение. А вот уже советское общество – тоже счастливое, умное, стремящиеся в будущее. Как мы можем видеть, любое здоровое общество можно превратить в больное. Человек тяготеет к творчеству, к чему-то высшему, но он также может через творчество упасть к отрицанию всего художественного. Например, если это творчество начнут ограничивать, запрещать и подменять. На полках остается истинно-немецкая литература и литература новых строителей рейха – Гитлера и Геббельса. И если бы немцы внимательно вчитывались в эти книги, если бы у них было время для раздумий, то возможно бы патриотический угар, раздуваемый СМИ, сошел на нет. Но у них не было времени думать, их заставляли действовать.

И вот, Первая мировая уже забыта, как забыты и ее жертвы. Теперь в светлых молодых людях Германии можно было разглядеть ненависть. Они готовы взять реванш, показать свою силу, отомстить, убить всех, кто помешает их лучшей жизни. Для поддержки настроения, пропаганда продолжает травить мифическими знаками и ритуалами свое население: факельные шествия, бесконечные парады, патриотические митинги. Открытие автобанов представляют первые лица партии, они же приходят на национальные праздники и появляются на экранах. Теперь вся культура – это их культура, а тем, кто имеет другое мнение или взгляд – нужно непременно грозить пальцем. Сегодня у нас тоже есть артисты, работающие на власть, и другие – «не наши», «предатели», которые имеют другую точку зрения. И это повсеместно – спорт, кино, музыка, театр.

Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/photo-97578078_456251759
Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»:https://vk.com/photo-97578078_456251759

После того, как нацисты полностью ограничили свое население от мировых новостей, культуры, связей – пришло время создавать другую реальность, где вокруг враги, которые хотят смерти немцам. Поэтому надо бить – и бить жестоко. А теперь смотрите, на что способен человек, которого лишили культуры и книг, которого заставляли ненавидеть, который жил в театре величия, парадов и шествий. Теперь молодой талантливый юноша, который еще 8 лет назад рисовал добрые рисунки, вместе с фотографиями своей семьи, носит фотографии с повешенными детьми, людьми, которые умерли от истощения, фотографии массовых расстрелов и грязного насилия. А потом он просто скажет, что «Фюрер приказал – а мы исполнили». Они вдохновленно построили лагеря смерти, собственноручно устроили холокост, своими ногами шли в атаку, и реализовали животные прихоти, возникающие в их больной голове. У них не возникало вопроса «зачем?», они просто оправдывали себя ответом «надо».

Кажется, чтоб не дойти до последней стадии, надо каждый раз задаваться вопросом – а что мы делаем? Если уже возник конфликт – может быть не раздувать его? Может не надо его увековечивать, делать его священным? Сегодня нет особенных, нет супернации и сверхлюдей. Сегодня есть капиталы с фашистскими замашками, которые эксплуатируют народ, пытаясь превратить их в скотов, палачей, дешевую рабочую силу. Для властителей капиталов сегодня нет ничего святого, и даже если вы им верите, даже если вам трудно принять подмену настоящего «Дня победы» с днем «Победобесия», то просто задайте себе следующие вопросы: можно ли сегодня высказать другую точку зрения? Есть ли у нас «независимые» СМИ? Не подменяется ли сегодня наша историческая память? Не слишком ли радикален дискурс в новостных сводках? Не много ли спорных мероприятий? Не много ли в нашем обществе ненависти?