Продолжаем разговор про дизартрию. В предыдущей статье мы обсудили мифы, этот диагноз сопровождающие, а то какие только не ходят. И при нарушениях понимания речи у него дизартрия, и при неговорении во всех случаях... Давайте сегодня как раз про неговорение.
Дизартрия послужить причиной этого самого неговорения МОЖЕТ. Чаще всего - временного, когда маленький ребёнок с дизартрией приобретает в карте такой диагноз, как ЗРР, задержка речевого развития, которую мы расшифровываем как "не говорит, хотя всё понимает и пора". ЗРР, но не ЗПРР, задержка психоречевого развития, под которой мы подразумеваем " что-то не так со всем ребеночком, не только с его речью". Подробнее о разнице между этими состояниями - тут. Так вот, при дизартрии - ЗРР, не ЗПРР, если к этой самой дизартрии что-то ещё не присоединилось. Присоединиться может, легко и часто, об этом в предыдущей статье. Но если только дизартрия - то это, пока ребёнок маленький, ЗРР. Все понимает, не говорит. Констатировали факт, осталось разобраться в причинах, и причина эта - дизартрия. Какие ещё причины ЗРР и ЗПРР бывают - рассказываю здесь, сегодня же говорим лишь об одной.
Когда и как можно эту самую причину увидеть, можно ли разглядеть дизартрию в раннем возрасте и по каким признакам можно заподозрить - расскажу в следующий раз. Сегодня мы про неговорение.
Двух-трёхлетний не говорящий пока ребёнок с дизартрией, не имеющий диагноза ДЦП, ни в каких запусках речи не нуждается! Он заговорит сам. Нет, если вы очень хотите, пожалуйста. Тут меня в комментариях как-то обвинили, что, дескать, родителей своими нормами пугаю, чтоб на занятия ко мне потоком шли. Посмеялась, спасибо. Мне моих восьми текущих учеников за глаза и за уши, вы меня с центром-то, где поток нужен, не путайте. Я ни ребёнком больше на занятия не возьму, хотя просятся. И вот сейчас я вас, родителей маленьких дизартриков, от занятий с логопедом ОТГОВАРИВАЮ.
Хотите потратить деньги на ребёнка и его здоровье - потратьте. Через пару статей расскажу, на что именно. А к логопеду вы всё равно придете, звуки ставить, и этого никак не избежите, только не сейчас, через пару лет. Это если у вас действительно дизартрик. А если речь вследствие якобы дизартрии не понимает, тогда да, к специалисту. Причём бегом. Вот только не по поводу дизартрии.
Маленький дизартрик, у которого только дизартрия, без коморбидности и не как составляющая диагноза ДЦП, даст задержку речи практически всегда. Ну а как ей не быть, если я толком не понимаю и не чувствую где у меня губы, язык, щеки, и что со всем этим делать надо. Да и делать могу не очень, мозг-то команды правильные посылает, вот только до периферии, того самого языка, сигнал не особо доходит. Вы в кресле стоматолога после анестезии тоже не очень разговорчивы, а если попытаетесь, результат вам не понравится. Так и малыш с дизартрией. Он разберётся. И заговорит. Сам. Но позже, чем мог бы, не будь этого диагноза. Заговорит - и через год вы пойдете к логопеду, ставить звуки, ибо слушать эту кашу во рту невозможно. Но сейчас, в два, необходимости нет. Куда же пойти и на что потратиться - расскажу в следущих статьях. Неговорение - было. Временное. Но бывает и постоянное.
Люди с дизартрией могут и не заговорить вообще. Совсем. Никогда. И таких людей много. Это те самые продвинутые колясочники с голосовыми коммуникаторами, гениальные молчащие программисты. Есть и не гениальные, но во всяком случае мыслящие как мы с вами, и с удовольствием поддержавшие бы беседу, если б было чем. А им нечем. Язык, губы и прочие органы артикуляции либо тонусом сведены в нечто абсолютно неподвижное, либо двигаются неконтролируемо и от желания-нежелания хозяина абсолютно независимо. Бывает что вроде и не совсем нечем, вроде и ставятся звуки, вроде и может что-то произнести...
При работе с такими людьми нужно особенно взвешивать все за и против. Ну вот вы звук у полгода ставите (кстати у - вообще последний звук, который я бы вообще людям с ДЦП ставила), а дальше что? Всё это время ваш клиент - не коммуницирует. Ну, или в состоянии мимикой и жестами (если руки работают) донести до окружающих лишь какие-то совсем базовые вещи, а в голове-то у него далеко не базовые! Интеллект-то может быть вполне сохранен, только способы его выражения резко ограничены.
Я за то, чтобы давать альтернативу. Сразу, благо средств в современном мире предостаточно. Коммуникаторы, да хотя бы просто печатание, если руки рабочие. Научили читать и печатать - и перед человеком открылся весь Интернет, в котором прекрасно можно во всех сферах реализоваться, и у другого монитора никто и не догадается, что этот чудесный текст написал человек, который не в состоянии через рот связать А и Б. Сначала всё равно коммуникация, любой ценой, потом всё остальное. Наладили её - пожалуйста, ставьте свой У, если уж так хочется, а жизнь покажет, каким способом человеку общаться будет проще. Вы дали выбор.
Такова тяжёлая дизартрия. При которой речь бывает невозможна или затруднена так, что проще бывает как-то по-другому.
И не надо страдать, что вот, мог бы говорить наверное, но не заговорил, всё ваша альтернативная коммуникация виновата.
Ещё и ещё раз подчеркну, если причина неговорения - тяжёлая дизартрия, человек заговорит сам словами через рот, если этот способ действительно проще всех остальных. Для нас так проще всегда, недаром мы предпочитаем наговорить голосовое, а не тыкать пальцем. Для человека с тяжёлой дизартрией - не факт. И не дать ему иного выбора - по мне, издевательство. Тему немного продолжу ещё и в следующей статье, а то очень длинно будет. А вы спрашивайте в комментариях, что не понятно и что хотели бы уточнить.
Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, АВА-специалист.