Приветствую, уважаемые читатели! Продолжаю цикл публикаций о легендарном генерале Горбатове (ссылка на другой случай будет в конце). Сегодня поговорим о случае, который отлично характеризует как Александра Васильевича, так и товарища Сталина. Кратко напомню, что генерал Горбатов – ветеран Первой мировой войны (кавалер двух Георгиевских и крестов и двух Георгиевских медалей). Отмечу, что Александр Васильевич служил в гусарском полку, что, на мой взгляд, сказалось на формировании его характера. В 1938 году Горбатов был арестован (вину не признал и ложных показаний ни на кого не дал). Восстановлен в армии в 1941 году, после освобождения. За Великую Отечественную войну стал Героем Советского Союза, награжден орденами Суворова и Кутузова I и II степени, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими другими советскими и иностранными наградами.
Осенью 1943 года Красная Армия освободила Донбасс. В то время генерал Горбатов командовал 3-й армией. Один из офицеров штаба армии (подполковник Баранов) получил письмо от отца (шахтер Донбасса), в котором тот жаловался, что гитлеровцы разрушили все шахты и для восстановления требуется много леса, которого нет. Генерал Горбатов пригласил делегацию шахтеров в расположение армии, которая находилась в лесистой местности за лесоматериалами. Александр Васильевич из-за большого количества дел, забыл об этом. Напомнили об этом сами прибывшие в армию шахтеры.
Член военного совета армии генерал-майор Коннов вспоминает:
Генерал Горбатов спросил меня: Ну, как вы думаете, Иван Прокофьевич, поможем шахтерам? Я ответил, что помочь, конечно, бы надо. Но, к сожалению, есть постановление совнаркома, которое категорически запрещает вырубку и вывоз леса. Александр Васильевич об этом не знал. Но в итоге решил: отправим лес шахтерам под видом строительства оборонительных рубежей в тылу армии. А всю ответственность я беру на себя.
Об инциденте в Кремле узнали практически сразу. В армию Горбатова была отправлена специальная комиссия для расследования. Председатель комиссии к своей чести позвонил Горбатову и предупредил, что все обстоятельства дела доложены лично товарищу Сталину. При этом Александр Васильевич был проинформирован, что Верховный в курсе. Что командарма предупреждал генерал Коннов и это председателю комиссии сказал сам Горбатов. Сталин спросил:
Сам Горбатов сказал? Да это на него похоже. Горбатова только могила исправит.
Сталин вопрос решил следующим образом:
Преступление налицо, но поскольку, как вы говорите, он не преследовал личной выгоды, на деле надо поставить точку.
Лес был оставлен для нужд советских шахтеров. На мой взгляд, случай отлично характеризует как Горбатова, так и Сталина.
Благодарю Вас за внимание. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи!
"Новая трость генерала Горбатова" - здесь.
Колесников Василий Григорьевич ©.