Первая часть здесь. Предыдущая часть здесь.
Журнал оперативного отдела
22.6.41
Мяркяярви
Донесение в корпус:
1.) В течение первой половины дня в заданный район сосредоточения прибыли все части дивизии СС «Норд» (кроме 1-го артдивизиона, зенитной батареи и трёх автоколонн).
2.) 7-й пехотный полк доложил о нескольких выстрелах, которые в 00:30 донеслись с востоко-северо-восточного направления.
К этому времени с доставки донесений не вернулся связной мотоциклист 3-й роты 7-го ПП. Предположительно, он заблудился и по одной из просек проехал к русской линии, где попал в плен.
02:30 Из 7-го ПП доложили об активных ночных передвижениях противника в направлении границы.
Донесение разведбатальона «Норд»:
а) В районе 3 км к северу от развилки дорог Мяркяярви – Каллунки и Мяркяярви – Онкамо размещён секрет. Этот секрет держит связь с финским полевым караулом.
б) У оз. Пюхя-ярви размещён полевой караул.
10:00 Состояние войны Германия – Советский Союз
Кроме того, в состоянии войны с Советским Союзом находятся: Финляндия, Румыния и Италия.
13:00 В 6-й пехотный полк направлен приказ о прикрытии района Селькяля – Онкамо (прил. с18).
16:20 Приказ 6-му и 7-му пехотным полкам, а также разведбатальону о содержании в исправном состоянии дороги Мяркяярви – Келоселькя – граница (прил. с19).
16:30 Разведбатальон доложил о снятии секрета, который был размещён в 3 км от развилки дорог Мяркяярви – Каллунки и Мяркяярви – Онкамо. Ответственность за сторожевое охранение передана 6-му пехотному полку.
Вечернее донесение в корпус:
1.) Дислокация КП 7-го пехотного полка: 1,5 км к западу от Келлоселькя.
На участке 7-го пехотного полка организованы действия разведдозоров.
3-й батальон 7-го пехотного полка 22 июня прибыл в район сосредоточения.
6-й пехотный полк утром 22 июня прибыл в район сбора вдоль дороги Каллунки – Мяркярви и расположился биваком между Растантаниеми и Таммаколампи.
6-й пехотный полк выдвинул сторожевое охранение до Онкамо и Селькяля, кроме того, отсюда до сторожевой линии действуют разведдозоры, а также установлена связь с финскими пограничными войсками.
Дислокация КП 6-хо пехотного полка: сразу севернее Каллункиярви.
Тыловые части (кроме 3-х автоколонн) утром 22 июня прибыли в район сбора и расположились биваком вдоль дороги Кемиярви – Мяркяярви между Йоутсиярви и Курсу.
Артполк «Норд» (без 2-го артдивизиона) и зенитная батарея находятся на марше на дороге Кантоярви – Нискала – Йоутсиярви. Их прибытие в район сбора Марьятта – Салмиярви ожидается 22 июня до самое позднее 24:00.
Прибытие трёх автоколонн в район сбора тыловых частей ожидается после прибытия артполка.
9.) В 04:15 наблюдалось прохождение колонны противника составом до роты от границы к н.п. Салла.
В 06:35 на пути от н.п. Салла к границе двигался вражеский тягач с прицепленным орудием.
10.) Пасмурно, дождь.
20:45 Совещание командира дивизии с командирами полков и батальонов по вопросам задач сторожевого охранения.
22:00 В район сосредоточения прибыли 1-й артдивизион, зенитная батарея и три автоколонны. На этом 5-дневный марш дивизии СС «Норд» из района Рануа – Ритва в район Йоутсиярви – Мяркяярви – Рантастаниеми был завершён.
1-й и 2-й дни марша, проходившие в условиях жаркой погоды и очень плохого состояния маршевых дорог, предъявили к войскам повышенные требования. Эти требования ещё более возросли на 3-й день, когда установилась дождливая погода, принесшая с собой ухудшение состояния дорог. Для частей дивизии, впервые прибывших из Рейха (тыловые части, артполк «Норд» и зенитная батарея), это был первый марш в составе крупных маршевых групп. Помимо того, что большинство частей дивизии не были обучены движению в условиях моторизованного марша, они ещё и не обладали необходимым количеством профессиональных водителей транспортных средств. Поэтому к управлению транспортными средствами пришлось привлечь большое количество солдат, не прошедших водительские курсы и не имевших водительского удостоверения.
Несмотря на эти нетипичные недостатки, а также на необходимость преодоления сложностей, конечная цель марша, пусть даже и с большой задержкой, была достигнута без существенных эксплуатационных потерь (лишь 1 ДТП).
-------------------------
Журнал тыловой службы (выдержки)
а) Состояние войны с Россией (прил. 29)
е) Директива о поведении войск в России (прил. 30)
[К сожалению, среди сканов отсутствует, после приложения №29 идёт сразу №32]
-------------------
Продолжение здесь.
Переводчику за перевод:
номер карты Сбер: 5484 5500 1572 4931