Найти тему

Дивизия СС "Норд" в Карелии, ч.8. 22 июня 1941

Первая часть здесь. Предыдущая часть здесь.

Журнал оперативного отдела

22.6.41

Мяркяярви

Донесение в корпус:

1.) В течение первой половины дня в заданный район сосредоточения прибыли все части дивизии СС «Норд» (кроме 1-го артдивизиона, зенитной батареи и трёх автоколонн).

2.) 7-й пехотный полк доложил о нескольких выстрелах, которые в 00:30 донеслись с востоко-северо-восточного направления.

К этому времени с доставки донесений не вернулся связной мотоциклист 3-й роты 7-го ПП. Предположительно, он заблудился и по одной из просек проехал к русской линии, где попал в плен.

02:30 Из 7-го ПП доложили об активных ночных передвижениях противника в направлении границы.

Донесение разведбатальона «Норд»:

а) В районе 3 км к северу от развилки дорог Мяркяярви – Каллунки и Мяркяярви – Онкамо размещён секрет. Этот секрет держит связь с финским полевым караулом.

б) У оз. Пюхя-ярви размещён полевой караул.

10:00 Состояние войны Германия – Советский Союз

Кроме того, в состоянии войны с Советским Союзом находятся: Финляндия, Румыния и Италия.

13:00 В 6-й пехотный полк направлен приказ о прикрытии района Селькяля – Онкамо (прил. с18).

Вкратце: 1) До 18:00 предоставить схему расположения сторожевого охранения в районе Selkäla - Onkamo, а также доложить о предпринятых противовоздушных и оборонительных мероприятиях. 2) К этому же времени доложить об установлении связи с финской погранслужбой и способом организации взаимодествия с ней. 3) Между сторожевыми постами держать связь через офицерские разведдозоры. 4) Командиру полка и командирам батальонов с адъютантами в 20:45 явиться в оперативный отдел штаба к командиру дивизии на совещание.
Вкратце: 1) До 18:00 предоставить схему расположения сторожевого охранения в районе Selkäla - Onkamo, а также доложить о предпринятых противовоздушных и оборонительных мероприятиях. 2) К этому же времени доложить об установлении связи с финской погранслужбой и способом организации взаимодествия с ней. 3) Между сторожевыми постами держать связь через офицерские разведдозоры. 4) Командиру полка и командирам батальонов с адъютантами в 20:45 явиться в оперативный отдел штаба к командиру дивизии на совещание.

16:20 Приказ 6-му и 7-му пехотным полкам, а также разведбатальону о содержании в исправном состоянии дороги Мяркяярви – Келоселькя – граница (прил. с19).

Вкратце: Дорогу на всём её протяжении поддерживать в состоянии, пригодном для длительного движения по ней тяжёлых транспортных средств. Испорченные места ремонтировать немедленно. Ответственный - командир 2-й сапёрной роты оберштурмфюрер СС Petersen.
Вкратце: Дорогу на всём её протяжении поддерживать в состоянии, пригодном для длительного движения по ней тяжёлых транспортных средств. Испорченные места ремонтировать немедленно. Ответственный - командир 2-й сапёрной роты оберштурмфюрер СС Petersen.

16:30 Разведбатальон доложил о снятии секрета, который был размещён в 3 км от развилки дорог Мяркяярви – Каллунки и Мяркяярви – Онкамо. Ответственность за сторожевое охранение передана 6-му пехотному полку.

Вечернее донесение в корпус:

1.) Дислокация КП 7-го пехотного полка: 1,5 км к западу от Келлоселькя.

На участке 7-го пехотного полка организованы действия разведдозоров.

3-й батальон 7-го пехотного полка 22 июня прибыл в район сосредоточения.

6-й пехотный полк утром 22 июня прибыл в район сбора вдоль дороги Каллунки – Мяркярви и расположился биваком между Растантаниеми и Таммаколампи.

6-й пехотный полк выдвинул сторожевое охранение до Онкамо и Селькяля, кроме того, отсюда до сторожевой линии действуют разведдозоры, а также установлена связь с финскими пограничными войсками.

Дислокация КП 6-хо пехотного полка: сразу севернее Каллункиярви.

Тыловые части (кроме 3-х автоколонн) утром 22 июня прибыли в район сбора и расположились биваком вдоль дороги Кемиярви – Мяркяярви между Йоутсиярви и Курсу.

Артполк «Норд» (без 2-го артдивизиона) и зенитная батарея находятся на марше на дороге Кантоярви – Нискала – Йоутсиярви. Их прибытие в район сбора Марьятта – Салмиярви ожидается 22 июня до самое позднее 24:00.

Прибытие трёх автоколонн в район сбора тыловых частей ожидается после прибытия артполка.

9.) В 04:15 наблюдалось прохождение колонны противника составом до роты от границы к н.п. Салла.

В 06:35 на пути от н.п. Салла к границе двигался вражеский тягач с прицепленным орудием.

10.) Пасмурно, дождь.

20:45 Совещание командира дивизии с командирами полков и батальонов по вопросам задач сторожевого охранения.

22:00 В район сосредоточения прибыли 1-й артдивизион, зенитная батарея и три автоколонны. На этом 5-дневный марш дивизии СС «Норд» из района Рануа – Ритва в район Йоутсиярви – Мяркяярви – Рантастаниеми был завершён.

1-й и 2-й дни марша, проходившие в условиях жаркой погоды и очень плохого состояния маршевых дорог, предъявили к войскам повышенные требования. Эти требования ещё более возросли на 3-й день, когда установилась дождливая погода, принесшая с собой ухудшение состояния дорог. Для частей дивизии, впервые прибывших из Рейха (тыловые части, артполк «Норд» и зенитная батарея), это был первый марш в составе крупных маршевых групп. Помимо того, что большинство частей дивизии не были обучены движению в условиях моторизованного марша, они ещё и не обладали необходимым количеством профессиональных водителей транспортных средств. Поэтому к управлению транспортными средствами пришлось привлечь большое количество солдат, не прошедших водительские курсы и не имевших водительского удостоверения.

Несмотря на эти нетипичные недостатки, а также на необходимость преодоления сложностей, конечная цель марша, пусть даже и с большой задержкой, была достигнута без существенных эксплуатационных потерь (лишь 1 ДТП).

- Удостоверения, говорите, нет. Ну докладывайте: рейхсмарки к рейхсмаркам, финские марки - к финским...
- Удостоверения, говорите, нет. Ну докладывайте: рейхсмарки к рейхсмаркам, финские марки - к финским...
В конце дня в журнале что-то не очень разборчиво дописано от руки, но зато в скобках разборчиво указаны номера приложений, в которые надо смотреть: e3, e4, e5, e6. Приложения е4 нет, остальные есть
В конце дня в журнале что-то не очень разборчиво дописано от руки, но зато в скобках разборчиво указаны номера приложений, в которые надо смотреть: e3, e4, e5, e6. Приложения е4 нет, остальные есть
Панорама - схема. Очевидно, русские позиции на дороге Келлоселькя - Салла.
Панорама - схема. Очевидно, русские позиции на дороге Келлоселькя - Салла.
Схема прикрытия арт. позиций
Схема прикрытия арт. позиций
Дислокация финской погранслужбы
Дислокация финской погранслужбы

-------------------------

Журнал тыловой службы (выдержки)

-9

а) Состояние войны с Россией (прил. 29)

е) Директива о поведении войск в России (прил. 30)

сожалению, среди сканов отсутствует, после приложения №29 идёт сразу №32]

-------------------

Продолжение здесь.

Переводчику за перевод:

номер карты Сбер: 5484 5500 1572 4931