Найти тему
Магия живописи

Идем в рисунке от общего к частному, постепенно детализируя большую форму

Я решила, что кажущаяся простота этюдника, заставит потрудиться студентов в рисунке над его конструкцией. Натюрморт поставлен по теме "Рисунок предметов интерьера" для 2 семестра на 1 курсе. Задание предполагает рисование табуретов, прялок, вообщем предметов со сложной конструкцией формы.

Усложнение натюрморта происходит за счет разных пространственных планов в глубину и в высоту. Предметы использованы разной массы, материальности, размера. Еще сложность заключается в нахождении предметов в разном ракурсе относительно друг друга. Освещается натюрморт с левой стороны отдельно стоящим светильником.

Какие задачи были поставлены перед студентами:

  • скомпоновать и перевести в формат планшета с учетом пространства интерьера;
Масштабирование эскиза
Масштабирование эскиза
  • установить предметы на плоскость;
  • определить пропорции и масштабы предметов;
  • построить предметы с учетом перспективного сокращения;
  • определить движение света, раскрыть локальные тональные отношения;
  • выявить пространственные планы с помощью линии.

После того как мы перенесли локальные массы натюрморта с эскиза на формат, начинаем прорисовывать предметы. Самый большой по объему и длительный - это этап корректировки, уточнения пропорциональных соотношений предметов. Он же предполагает уточнение масштабных соотношений.

Для начала мы доверяемся глазу, нам нужно развить глазомер. Нам нужно задать основной модуль, на который мы будем ориентироваться в масштабных соотношениях. Желательно задать самый большой предмет, так как мы «не имеем права» выйти за рамки изобразительной плоскости, то есть у нас не будет возможности увеличивать при необходимости. Вообщем-то именно по этой же логике мы намечаем большое видимое пятно всего натюрморта: самую его высокую точку, саму низкую и по бокам изобразительной плоскости.

Работа с тоном
Работа с тоном

Вернемся к предметам. Отмечаем видимые соотношения ширины предмета к его высоте. Далее внутри отмечаем, сколько раз меньшая часть укладывается в бОльшую. В этюднике эти части делятся на фанерную коробку и ножки. Местоположение ножек на плоскости можно выяснить с помощью треугольника.

И так мы поступаем с каждым предметов в натюрморте, и плюс проверяем масштабное соотношение. Что это значит? Каждый предмет в постановке зависит друг от друга, у каждого свой размер, так вот наша задача определить отношение одного размера к другому. Так как я уже говорила про доверие глазу, здесь оно очень важно. Каждый видит предметы окружающие нас, накапливается зрительная память, и важно на изобразительной плоскости воссоздать эту правдивую ситуацию.

Работа с пространством
Работа с пространством

После того, как отрисовали все предметы, начинаем применять тон. У нас есть два вида тональности: локальное деление на свет и тень на всем натюрморте и тональная нагрузка на линию. Первую работу с тоном мы проводим отделяя свет от тени, ищем общее теневое пятно, которое образуется из собственной и падающей тени. Далее работаем по нагрузке тоном линий, где заложен принцип работы с пространством: чем ближе, тем темнее и шире линия, чем дальше - тем тональность ослабляется.

На всем протяжении работы над рисунком натюрморта идем от общего к частному, постепенно детализируя большую форму.