В четверг, 11 мая, Wildberries сообщил об ущербе 654,5 миллиардов рублей — сумма предварительная, она может стать больше. Виновными сделали селлеров — разбираем ситуацию.
Что случилось?
Мошенники запустили специального телеграм-бота, в котором продавцы закупали «серую» рекламу на площадке — она обходилась в несколько раз дешевле, чем официальные тарифы. Нелегальная схема продвижения работала с января 2022-го. По словам компании, основной убыток нанесли около 300 селлеров, но пользователей инструмента было больше.
Как это работало?
Злоумышленники имели доступ к базам данных Wildberries, куда вносили изменения — существенно снижали на время стоимость товара. Например, со 100 тысяч до 100 рублей. В этот момент совершались самовыкупы — а затем снова возвращали исходную цену. Таким образом селлеры продвигали свои карточки в поиске и повышали рейтинг.
Кто виноват?
В Wildberries сообщили, что бота создал их внутренний IT-шник — его вычислила служба безопасности компании. Сотрудник признался в махинациях — возбуждено уголовное дело. Сейчас маркетплейс выясняет, действовал он в одиночку или у него были подельники.
Какие меры предприняли в WB?
Представители компании обратились в полицию и пообещали наказать людей, участвовавших в нелегальной схеме.
В этот же день стало известно, что 40 продавцам выставили счет на общую сумму 2 миллиарда рублей, когда сам МП оценил ущерб в 3 раза меньше.
У некоторых из селлеров обнаружилась задолженность по 100-300 миллионов рублей при годовом обороте 5-30 миллионов, выяснил телеграм-канал MPGO. Также они получили теневой бан и заморозку личного кабинета.
Какая была реакция селлеров?
Пострадавшие селлеры тут же пришли в офис WB в БЦ «Демидов» на стихийный митинг — более 70-ти человек. Они требовали переговоров с представителями компании и отмены штрафов.
Поначалу выйти на связь с руководством не получалось — собравшихся продавцов попросту игнорировали. Добиться очной встречи удалось, когда к бунтующим присоединилась полиция.
Какой итог?
Представители компании заявили, что большинство предпринимателей были введены в заблуждение третьими лицами. Маркетплейс пообещал в ближайшие сроки вернуть деньги, которые списали за рекламу, и приостановить новые начисления на время следствия.
Каждый поставщик и каждый случай будут проверяться в индивидуальном порядке — первые встречи с продавцами назначены уже на 12 мая. Будем держать вас в курсе событий.
Курс «Я Топ-Селлер Озон»: https://clck.ru/34PpBa
Практикум по продвижению товара в ТОП: https://clck.ru/34PpCv
Подписывайтесь на наш канал — это стимул для нас и дальше делиться интересными разборами, аналитикой и секретами продаж на МП.
Мы также публикуем свежие новости маркетплейсов, полезные фишки и кейсы в Telegram, Вконтакте и на YouTube.