Внимание! Данная информация представлена исключительно в ознакомительных целях и не является непосредственной рекомендацией к действию или врачебными советами. Не используйте данные материалы для диагностики, лечения или проведения любых медицинских манипуляций. Перед применением любой методики или употреблением любого продукта проконсультируйтесь с лечащим врачом.
В контексте сколиоза кальций, мелатонин и витамин D представляют наибольший интерес, поскольку на настоящий момент удалось получить, хоть и ограниченные, но весьма достоверные данные о том, что они в некоторой степени могут определять течение сколиоза, а возможно и лежать в основе его генеза (что ещё предстоит выяснить). По этой причине фармакотерапия сколиоза представляет собой любопытное направление будущих исследований.
Хотим поделиться с вами информацией о данных веществах, полученной в рамках исследования, проведённого в Румынии в период 2017–2020 гг. с участием 51 подростка (ср. возраст 11 лет) со сколиозом, которых разделили на две группы: исследуемая и контрольная (ср. величина искривления 24° и 27° соответственно).
Обе группы получали стандартную консервативную терапию сколиоза:
- 10–30°: спец. упражнения по методике Шрот или физическая терапия;
- >30°: + корсетотерапия.
Группа исследования дополнительно принимала БАДы:
- витамин D (2000 Ед/сут),
- кальций (600 мг/сут),
- мелатонин (1,5 мг/сут).
Повторную оценку детей выполняли каждые 6 месяцев с целью оценки динамики сколиоза и необходимости коррекции терапии, а через год сравнили результаты:
- контрольная группа: +5°;
- исследуемая группа: –1°.
Исследователи дополнительно оценили следующее:
1. Изменение сколиотической дуги (СД) при успешной коррекции дефицита витамина D и нет:
- Нормализация уровня витамина D: –1,5°
- Сохранение дефицита витамина D: +4°.
2. Изменение СД в зависимости от варианта консервативной терапии:
- Традиционная физическая терапия: +3°
- Шрот: +1°
3. Изменение СД в зависимости от возраста:
- 7–11 лет: +2,5°
- 12–16 лет: +1,27°
Последнее объяснялось меньшим потенциалом роста и практически завершением процессов роста в группе 12–16 лет, при этом в этой группе изначально отмечалось более сильное искривление: 32 градуса против 20,4 в группе 7–11 лет.
Итак, по результатам исследования установили:
- У пациентов из контрольной группы, не принимающих добавки отметили статистически более значимое увеличение искривления позвоночника.
- Устранение дефицита витамина D способствовало положительной динамике изменения СД; сохранение дефицита было сопряжено с сохранением отрицательной динамики.
- Возраст может оказывать влияние на поведение СД с более меньшей вероятностью её увеличения по мере завершения процессов роста.
Однако только предстоит установить оптимальную дозировку витамина D, которую следует принимать в течение дня для устранения дефицита данного витамина.
Исследователи приходят к заключению, что низкие уровни витамина D способствуют более выраженному увеличению искривления в углах по Коббу, и пациенты со сколиозом могут получить пользу от приёма добавок в виде витамина D, кальция и мелатонина, при условии наличия дефицитов данных веществ.
При наличии дефицита данных веществ безусловно рационально их устранять вне зависимости от наличия сколиоза, но прежде, чем начинать их приём, необходимо проконсультироваться со специалистом с целью определения оптимальной дозы.
Также необходимы дальнейшие клинические исследования для проверки и подтверждения теории о том, связан ли дефицит витамина D в более юном возрасте с более агрессивным течением сколиоза, чем развитие его дефицита в более старшем возрасте.
Кроме того, одно из перспективных направлений будущих исследований заключается в том, чтобы установить наличие корреляции дефицита витамина D с благоприятным течением сколиоза у пациентов, у которых искривление достигает определённого порогового значения.