Найти тему

Авиация в годы Первой мировой войны: Франция. Окончание

Картинка из свободных источников. Ньюпор 17
Картинка из свободных источников. Ньюпор 17

В странах Антанты к 1915 году проблема создания истребителя была почти успешно решена. Однако отсутствие синхронизатора у французов и страдающий недостатками, ха­рактерными для самолетов с толкающим вин­том, DH-2 не дали полного решения проблемы создания достойного во всех отношениях ис­требителя.

К решению проблемы создания истреби­теля с довольно интересной стороны решили подойти конструкторы французской фирмы Societe pour I'aviation et ses Derives (SPAD). Эта фирма, основанная в 1910 году, в 1914-м пе­решла в руки Луи Бешеро. Первоначально же фирма называлась Societe des production des Aeroplanes Deperdussin.

В качестве главного конструктора фирмы Луи Бешеро предложил на самолете с тяну­щим винтом расположить дополнительную гондолу для стрелка, перед пропеллером, благодаря чему исчезала проблема синхрони­зации, открывался обширный обзор передней полусферы. В 1915 году биплан, получивший обозначение «SPAD А2», был испытан. Самолет приняли на вооружение французских ВВС ле­том 1915 года. Аэроплан в таком исполнении отличался медлительностью, расположение стрелка впереди в случае капотирования ма­шины сулило ему вполне вероятную смерть и, как минимум, серьезные травмы. Известен случай, когда под винт втянуло шарф стрелка и тот погиб от удушья. В результате эти ма­шины прослужили на Западном фронте лишь до 1916 года, после чего были отправлены в Россию и использовались до полного изно­са. В России эту машину называли «Спад с ка­биной».

В конце концов проблему синхронизато­ра удалось решить немецкому конструктору Антони Фоккеру. Германский секрет вскоре попал в руки стран Антанты. Барьер воору­жения самолетов пулеметами был пройден. Со времени изобретения синхронизатора в развитии военной авиации наступает свое­образный рубеж. Начинается процесс диффе­ренциации самолетов по их боевому назна­чению. Появляется специализированный тип самолета — истребитель. В основном это были небольшие одноместные самолеты с жестко установленным пулеметом для стрельбы че­рез винт. Благодаря уменьшенной полезной нагрузке истребитель теперь имел немного больший относительный вес двигателя и соот­ветственно обладал большими тяговооруженностью и скоростью. В результате сложилась ситуация, когда самолеты-разведчики просто не могли существовать без поддержки самолетов-истребителей. С 1916 года начали созда­ваться специальные отряды самолетов-истребителей. К этим машинам теперь применялись новые требования: кроме превосходства в скорости требовалось улучшение маневрен­ности. В связи с этим все чаще для истребите­лей применялась схема «биплан», в отличие от предшественников — «Фоккера Е» и «Моран-Солнье» типа L. Бипланная схема позволя­ла уменьшить вес самолета, делала его более компактным, улучшала обзор благодаря мень­шей длине крыла.

В августе 1916 года состоялся боевой де­бют новой машины Луи Бешеро «SPAD S7». Проектирование этого самолета началось еще в 1916 году во время работ над прототипом «SPAD S5». В конце 1916 года самолет был при­нят на вооружение и поставлен в серийное производство. Это был полноценный биплан с мощнейшим двигателем в 180 л. с., что обе­спечивало громадное превосходство истре­бителя в скорости над немецкими машинами в среднем на 50 км/ч, ведь «SPAD» развивал скорость, ни много ни мало, 213 км/ч! На этой машине Жорж Гинемер увеличил свой счет с 14 до 30 сбитых самолетов. Именно эта машина остановила триумфальное шествие «альбатро­сов». За все время войны было выпущено более 3500 самолетов во Франции, 450 экземпляров в Англии, 214 — в Италии, 145 — в России. К августу 1917 года эта машина использовалась в 50 эскадрильях.

В 1916 году конструктор авиационных дви­гателей Биркит разработал новый двигатель «Испано-Сюиза 8С» (220 л. с.). Этот двигатель заставил Луи Бешеро задуматься над гранди­озной задачей — возможностью установить настоящую пушку на самолете. Конструкция двигателя позволяла установить ствол пуш­ки прямо внутри полого вала винта, а казен­ную часть поместить в кабине. Поскольку специальных авиационных орудий просто не существовало, было решено воспользовать­ся 40-килограммовой пушкой Гочкиса (кали­бр — 37 мм). Заряжать это орудие приходи­лось вручную, а вот выброс стреляной гильзы происходил автоматически. Орудие могло стрелять одиночными выстрелами, осколоч­но-фугасными или картечными боеприпасами, состоявшими из 16 стальных шариков диаме­тром 16 мм. Во время испытаний нового само­лета «SPAD S12», оснащенного пушкой, выясни­лось, что после выстрела всю кабину заполнял пороховой дым, принося дискомфорт летчи­ку. К тому же «SPAD» с единственной пушкой, стрелявшей редко, мог использоваться лишь виртуозами своего дела, настоящими асами. Поэтому «SPAD S12» был выпущен в скромном количестве — 20 штук. Высший класс приме­нения пушки на самолете смог показать толь­ко Рене Фонк, сбивший 11 выстрелами сразу 6 вражеских аэропланов 9 мая 1918 года.

Добиться триумфа Бешеро позволила сле­дующая модель — «SPAD S13». Вместо одного пулемета на эту машину устанавливались сразу два. Форма фюзеляжа претерпела значитель­ные аэродинамические усовершенствования. Мощный мотор (220 л. с.) позволял развивать скорость 217 км/ч! Из-за повышенной мощно­сти мотора в полете наблюдалась небольшая вибрация, усиливавшаяся при ведении огня из двух пулеметов, что снижало точность по­падания, однако огневая мощь самолета, даже с этим недостатком, все равно оставалась зна­чительно выше всех иных самолетов, применявшихся в 1917 году.

Картинка из свободных источников. SPAD S.13
Картинка из свободных источников. SPAD S.13

Всего было выпущено 8500 этих самолетов, что само по себе говорит о непревзойденных данных истребителя. Только в конце войны Германия смогла разработать истребители, которые могли бы соперничать со «SPAD S13», — «Фоккер» Dr.7 и «Сименс-Шуккерт», они незначительно превосходили «спады» на вертикалях, но немцы так и не успели наладить их массовое производство в достаточных количествах: война подходила к концу.

Со стороны Франции ответным шагом на появление немецких самолетов «Фоккер Е» стала машина фирмы «Сосьете Анониме дез Этаблиссментс Ньюпор» «Ньюпор 11 Бебе», разработки Густава Деляжа, получившего эту фирму в свое распоряжение после гибели обоих братьев Ньюпор. В основе самолета «Ньюпор 11» была предыдущая машина Густава Деляжа «Ньюпор 10», разработанная в 1915-м и состоявшая на вооружении до 1916 года. «Ньюпор 11» — это одноместный цельнодеревянный полутораплан (размах верхнего крыла был значительно больше нижнего) с полотняной обшивкой фюзеляжа и установленным пулеметом «льюис». С установкой более мощного мотора «Рон» (110 л. с.), вместо 80-сильного «Рон», получилась модификация «Ньюпор 16». По всем основным летным характеристикам этот аппарат превосходил «Фоккер Е», однако на этих моделях еще очень редко устанавливался синхронизатор. В основном пулемет размещали на верхнем крыле, что усложняло работу летчика-истребителя. Дело оставалось за малым — закреплением синхронизатора.

Истребителем-бипланом с тянущим пропеллером и синхронизатором стал «Ньюпор 17». В целом он представлял собой развитие самолета «Ньюпор 16»: тот же полутораплан с полотняной обшивкой, однако немного увеличенный в размерах и более прочный. По общему признанию современни-ков и даже немцев, этот самолет был довольно удачной машиной. При той же мощности двигателя, что и у «Фоккера» (100 л. с.), «Ньюпор 17» развивал скорость 170 км/ч, превосходя основного противника также в маневренности и скороподъемности. К тому же для увеличения обзора нижнее крыло было сделано вдвое уже по сравнению с верхним. Всего было построено более 2 тыс. экземпляров, из них 350 — в России, на Русско-Балтийском заводе в Риге. Машины «Ньюпор 17» долгое время были костяком французской авиации, полностью только этими машинами был вооружен 5-й дивизион французов.

Немецкое командование заказало фирме «Сименс—Шуккерт» 100 самолетов. Германская версия получила обозначение SSWD-1. Эти машины применялись в основном на Вос-точном фронте.

Впоследствии Густав Деляж усовершенствовал 17-ю модель, выпуская 24, 27-й и 28-й «Ньюпор», улучшая свои скоростные характеристики в ущерб остальным, что не прибавило этим моделям популярности.

В течение всей Первой мировой войны Франция безусловно имела наилучший истребительный авиапарк. Однако не только истребители, но и бомбардировщики также внесли свою разрушительную лепту. В отношении создания «бомбовозов» Франция не могла со­перничать ни с Германией, ни даже с Англией, и тем более с Россией.

В 1916 году был создан интересный само­лет — «Сальмсон-Муано». Характерной особен­ностью машины было то, что двигатель «Сальм- сон»(230л.с.) был размещен поперек фюзеляжа и приводил в движение два винта, расположен­ных на крыле, посредством валов и передач. Впоследствии самолет был усовершенствован установкой трех двигателей, которые вращали свои отдельные пропеллеры, соответственно расположенные на крыле и в носовой части. Эти машины были выпущены в минимальном количестве и не проявили себя на фронте.

Вплоть до 1917 года Франция не распо­лагала достаточно мощными двигателями, в связи с чем первые бомбардировщики отли­чались сравнительно небольшими размерами и грузоподъемностью. В 1915 году в стране был объявлен конкурс на создание самолета, способного нести бомбовую нагрузку 300 кг на расстояние 600 км. Победителем стала фир­ма «Бреге». Бомбардировщик немного похо­дил на самолет де Хевилленда DH-9: такая же бесфюзеляжная схема и толкающий винт. Од­нако по многим характеристикам он уступал своему английскому «брату». Лишь в 1917 году в серийное производство был запущен легкий бомбардировщик Bre.14 В2, строившийся до 1926 года. Всего выпущено 8 тыс. самолетов.

В определенной степени прорывом в сфе­ре многомоторных самолетов для Франции стало создание двухмоторного биплана «Кодрон R.4» в 1917 году. В серийное про­изводство машина пошла лишь в феврале 1918 года и выпускалась до конца войны. Бла­годаря установке довольно мощных двигате­лей (по 220 л. с.) аэроплан развивал хорошую скорость — 184 км/ч, но отличался плохой маневренностью и после окончания войны был снят с производства.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал - этим вы очень поможете мне в продолжении работы!