30 января 1889 года в имении Майеринг застрелился наследник престола Австрийской империи Рудольф Франц Карл Иосиф. Добрый католик, отец, муж и единственный сын императора пустил пулю в лоб себе и своей любовнице.
Несчастный Рудольф был единственным сыном императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I и по закону наследования следующим императором должен был стать Франц Фердинанд, приходившейся Рудольфу кузеном.
Такой поворот событий совсем не обрадовал Франца Фердинанда, в императоры его не готовили, да и получить в наследство государство, которое называли «лоскутным одеялом» еще то везение. Подданные государства: немцы, венгры, поляки, сербы, хорваты, румыны, чехи и словаки. У каждой этнической группы свой язык, религия, обычаи и мечты о независимости. Огромное государство в центре Европы только имитирующее свою целостность.
К тому же дядюшка не слишком жаловал своего племянника и часто сетовал: «Мне страшно от того, что мое место скоро займет Франц. Он наверняка приведет империю к катастрофе». К катастрофе Австро-Венгрию привел отнюдь Франц Фердинанд, а его выживший из ума дядя, развязавший бессмысленную войну, результатом которой стала смерть 10 миллионов солдат и офицеров, гибель мирных жителей, исчезновении Австро-Венгрии как государства, да и за революцию в Российской империи нужно сказать спасибо восьмидесятичетырёхлетнему монарху .
Как представитель правящей династии Габсбургов Франц Фердинанд с достоинством принял свалившуюся на него ответственность, имел собственный план обустройства государства и был достаточно амбициозен. Побывав в Соединенных Штатах, он загорелся идеей, создать в центре Европы что-то наподобие, чтобы спасти государство от этнических междоусобиц.
Вот везло Францу с наследством, будучи уже наследником престола, он становится наследником богатого итальянского родственника. Радоваться бы, но у этого наследства было слишком много условий. Франц должен был выучить итальянский язык, взять дополнительно к фамилии Габсбургов фамилию д,Эсте и получить в наследство несколько замков в Италии и Австрии, а также бесценные коллекции картин, драгоценностей и антикварного оружия. Но было, но, продавать что-либо было запрещено завещанием, а обслуживание замков и содержание большого количества слуг стоило огромных денег, превышающих стоимость самого наследства.
Став наследником Франц перестал себе принадлежать, в дворцовых интригах был не силен , а внезапно став завидным женихом на него началась настоящая охота невест из правящих домов Европы.
Сердце эрцгерцога было занято и отнюдь не принцессой. Его мысли занимала фрейлина императорского двора, чешская графиня Софья Хотек. Девушка была аристократкой, но относилась к славянской расе и была не слишком молода. Софья отвечала взаимностью.
Жениться на Софье запретил кайзер, объяснив наследнику, что он принадлежит к императорской фамилии и жениться должен только на особе правящего дома и на морганатический брак, может не рассчитывать.
Несколько лет Франц и Софья боролись за свое право любить, они выдержали давление и угрозы не только императорского двора, но и церкви.
Не сумев сломить упорство эрцгерцога, император Франц-Иосиф согласился на этот брак. Но опять в жизни Франца Фердинанда появились условия. Его жена никогда не сможет носить титул эрцгерцогини, а затем и императрицы. Ни при каких условиях, дети рожденные в этом браке не будут принадлежать к правящему дому Габсбургов и даже в королевской ложе Софии не было места. Много, много еще чего. Невесту, а затем и жену наследника обложили санкциями.
На бракосочетание кайзер не явился. Влюбленные были счастливы и не какими запретами их было не напугать. Через год родилась девочка, названная в честь матери Софией, затем на свет появились сыновья Максимилиан и Эрнст. София оказалась прекрасной матерью, она редко появлялась в столице, все свое время посвящая семье.
Гаврило Принцип родился в боснийской деревне, болезненный и слабый сербский мальчик. В 13 лет он оказался в Сараево, поступил в гимназию, из которой его изгнали в 15 лет за участие в революционной организации сербских националистов. Гаврило неизлечимо болен, скоротечная чахотка не оставляла ему шансов на долгую жизнь. Оставшиеся годы Гаврило решил посвятить борьбе за свободу славян от гнета ненавистной Австрии.
Любимым писателем молодого человека был Достоевский, в героях русского писателя Принцип узнавал себя и ненавидел, ненавидел всех богатых, барыг, ростовщиков, спекулянтов, а больше всего чопорную аристократию. Именно их он винил в своей несчастной жизни и спешил совершить подвиг.
Будь Франц Фердинанд осторожным человеком, он никогда был не отправился в Сараево, а тем более никогда был не взял с собой Софию. Сербы не слишком жаловали Габсбургов, тем более не стоило приезжать 28 июня, в национальный сербский праздник, день святого Витта, когда национальные чувства сербов особенно обострены.
У Франца и Софии этот день также был особенным, именно в этот день они отмечали дату совместной жизни, 14 лет совместной жизни.
Кортеж состоял из шести автомобилей. В первой машине охрана, во второй представители администрации и только в третьей Франц и София. Их приветствовала толпа людей, от которой отделился худой молодой человек и метнул в машину букет цветов, в котором оказалась бомба. Но бомба попала в открытый верх кабриолета и отскочила под колеса автомобиля, едущего сзади. Франц и София не пострадали.
Молодой человек метнувший бомбу, пытался покончить с собой, но был схвачен.
Мы приехали к вам в гости, а в нас кидают бомбы! – закричал возмущенный эрцгерцог градоначальнику – Это возмутительно!
Гаврило Принцип уже знал о провале дела. Он был в отчаянии, но его звездный час был еще впереди. Случайно выйдя из магазина, он увидел перед собой автомобиль, в котором был эрцгерцог со своей супругой.
Франц решил посетить госпиталь, где находились раненые после взрыва и оказать им посильную помощь, маршрут был изменен в последнюю минуту. София отказалась оставить мужа одного и настояла на своем присутствии.
Гаврило долго не размышлял, достал пистолет и несколько раз выстрелил в упор. Франц Фердинанд и его супруга были убиты.
Кто бы мог подумать, что выстрел неизлечимо больного мальчика перевернёт мировую историю?
Австро-Венгрия обвинила ультиматум и войну Сербии. Российская империя вступилась за «братушек». И понеслось, 38 государств оказалось втянутыми в эту бессмысленную и жестокую бойню. Мир никогда уже не станет прежнем ...