Найти тему
ВЫБЕРУ.РУ

Из-за банка вкладчик потерял 114 000 рублей: что решил суд?

Положить деньги на счёт. Что может быть проще? Достаточно найти ближайший банкомат. Пара минут, и деньги уже на счёте. Но не всё так просто, как показывает история, которая случилась в Свердловской области. Вкладчик положил на счёт деньги в январе 2022 года, причём в отделении банка под чутким руководством менеджера. Однако в результате человек потерял почти 114 000 рублей.

Прежде чем положить доллары на счёт, проверьте, тот ли это счёт. Фото: nova24.uz
Прежде чем положить доллары на счёт, проверьте, тот ли это счёт. Фото: nova24.uz

В январе 2022 года мужчина купил доллары в отделении банка и решил положить деньги на счёт. Причём при помощи менеджера. Зачем клиенту понадобилась помощь сотрудника банка, история умалчивает.

Из-за ошибки менеджера деньги были зачислены не на валютный, а на рублёвый счёт. Однако клиент этого не заметил, пока в марте того же года курс доллара не подскочил до 120 рублей. Он решил продать валюту. Но не смог, так как на счёте лежали рубли, а не доллары.

Мужчина посчитал, что банк нарушил его права потребителя и направил в кредитную организацию досудебную претензию, требуя компенсировать ему упущенную выгоду — 113 850 рублей. Это разница между курсом 120 рублей за доллар и тем курсом, который использовался при зачислении валюты на рублёвый счёт. Банк ожидаемо отклонил претензии. Тогда клиент подал иск в суд, требуя взыскать не только упущенную выгоду, но и 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. Также он просил оштрафовать банк за нарушение закона о правах потребителей.

Новоуральский городской суд отклонил иск мужчины. Он сослался на то, что клиент самостоятельно вводил PIN-код в банкомате. Значит, он мог видеть, на какой счёт зачисляются деньги. Поэтому банк не виноват в ошибке.

Но Свердловский областной суд решил иначе (определение по делу № 33-3808/2023). Банк был признан виновным в ошибке — он несёт ответственность за действия своих сотрудников. Но требования клиента были удовлетворены частично. Так, банк был оштрафован на 5 000 рублей в пользу государства. Ещё 10 000 рублей присудили в качестве компенсации морального ущерба. Также банк должен компенсировать клиенту судебные расходы.

Но судья отказалась взыскивать упущенную выгоду по нескольким причинам. Во-первых, клиент не смог доказать, что открывал валютный счёт и покупал доллары исключительно для того, чтобы впоследствии продать валюту по более высокому курсу. Во-вторых, с января по февраль у мужчины было много времени, чтобы перевести деньги с рублёвого на валютный счёт. Однако он этого не сделал.

Таким образом, нельзя считать, что ошибка менеджера — это единственное препятствие в получении прибыли. Ведь только в этом случае можно признать виновным в упущенной выгоде (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 302-ЭС14-735).

Чему учит нас история

Даже в казалось бы простейшей ситуации можно допустить ошибку. Поэтому при каждом контакте с банком нужно быть очень внимательными. Проверяйте всё, прежде чем согласиться с чем-либо либо нажать на какую-либо кнопку в банкомате и мобильном приложении.