Георгий Зельма был не только классиком советского фоторепортажа, но и великолепным рассказчиком.
Вот как о нем вспоминает его коллега Юрий Кривоносов:
Когда появлялся Зельма, все тут же кричали:
— Гриня, расскажи что-нибудь!
Он усаживался на стол, и начиналось действо — именно так, потому что он все изображал в лицах. <…> Я уже упоминал, что в нём было что-то от Ходжи Насреддина. И его рассказы перекликались с недавно вышедшим фильмом об этом веселом персонаже восточного фольклора, где главного героя великолепно сыграл актер Лев Свердлин, между прочим, тоже числившийся по пятому пункту, но лучшего Ходжу Насреддина нельзя было бы и придумать.
Мы решили поделиться с вами парой рассказов Зельмы о своей работе, которые были опубликованы в журнале «Советское фото» в 1983 году:
«Пальма в кадре»
Как-то, разбирая свои старые работы, наткнулся на одну фотографию — изображен на ней мой друг и коллега Дмитрий Дебабов с пальмовым листом в руках. И сразу вспомнилось это озорное приключение.
Шли мы с ним по Тверской — теперь это улица Горького, направляясь на Красную площадь, — в тот день был физкультурный парад, и нам предстояло его снимать. Идем и видим — стоит на тротуаре пальма в кадке — выставили ее на улицу из гостиницы — то ли как праздничное оформление, то ли просто так — «подышать свежим воздухом». Я не успел и глазом моргнуть, как Дебабов отломил от нее лист. Спрашиваю, на что он ему сдался, а он говорит — ты что, не соображаешь? Мы с тобой его используем на параде для оживления переднего плана… Тогда было модно перед объективом что-нибудь такое пристраивать, для «оживляжа», впрочем, и до сих пор этим кое-кто еще «балуется»… Так мы и сделали — снимали на площади парад через пальмовый лист. Снимки нашему начальству понравились и были напечатаны. Самое смешное, что никому и в голову не пришло, откуда бы на Красной площади взяться пальмам… В память о том дне я и снял тогда своего друга.
«Отличный типаж»
Вскоре после войны поехал я в Туву с заданием сделать фотоочерк. Задумал я снять какого-нибудь очень колоритного деда — это обычно в очерке «играет». В общем я был «запрограммирован» на такой кадр и, разумеется, встретив старика на коне, пришел прямо-таки в восторг — ведь именно то, что ищу, само плывет мне в руки. Я, конечно, в него вцепился, снимаю его и так и сяк, а он с каким-то особым удовольствием передо мной гарцует, словом, позирует просто артистически…
Кончил я съемку, благодарю его, говорю, знаете, мне именно такого человека и хотелось разыскать, типичного тувинского аксакала, создать, так сказать, собирательный образ… А он в ответ засмеялся и говорит — ну что ж, я очень рад, что смог вам в этом помочь. И с этими словами хватает свою бороду, дергает ее, и она легко отделяется от лица… На резинке!
Оказалось, что он никакой не аксакал и даже не тувинец, а московский киноартист, приехавший сниматься в фильме на местном материале, а на коне он ездит и бороду прицепил, чтобы лучше войти в образ, освоиться и с костюмом, и с гримом. Мне было, с одной стороны, досадно, а с другой — смешно — уж больно ловко он меня, как говорится, «купил». Зато артист был очень доволен — значит, неплохо вошел в роль, если даже такой «глазастый» человек, как фоторепортер, не смог его разоблачить.