Сыр русско-швейцарский, сыр гаудэ — заморские сыры, расположившиеся на прилавках Сельхозвыставки в 1927 году. И это не московские витрины модного универмага. Молочное дело в селе Ижевском появилось в конце XIX века. На заливных ижевских лугах сенокосы кормили тысячи коров, а в самом селе появлялись первые образцовые производства. В 1905 году в Ижевском открылся сыроваренный завод Александра Чичкина — ученика Николая Верещагина, изобретателя знаменитого вологодского масла. Чичкин прошёл обучение в московской сельскохозяйственной академии, стажировался в институте Луи Пастера в Париже и привёз в Ижевское передовые технологии — его предприятие быстро стало одним из лучших в регионе. Завод Чичкина перерабатывал огромные объёмы молока, и стимулировал сельские хозяйства: крестьяне сдавали сырье и получали обратно сыворотку для откорма скота. После революции предприятие стало государственным, а затем перешло в аренду артели «Объединение», полностью заменив в Ижевском угасший бондарный промысел. Молочное производство росло, новый механизированный комбинат работал круглосуточно, выпускал сыры, масло, мороженое, сметану и квас, а позже сухие молочные продукты и стерилизованную сгущёнку. Предприятие строило дома для рабочих, при нем функционировала библиотека с фондом в тридцать тысяч книг. Ижевский комбинат стал одним из шести крупнейших молочных предприятий страны и существовал до 2006 года. Эта промышленная история — лишь малая часть большого повествования о селе Ижевское, которое задолго до индустриализации стало уникальным примером российского самоуправления. Больше историй можно узнать на выставке «Иван Филатов. История села Ижевское. 1890-е – 1930-е годы» в МАММ.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
5546
подписчиков
Канал Мультимедиа Арт Музея, Москва. Здесь мы будем рассказывать о наших выставках и не только.
Сродни средневековым фрескам и книжным миниатюрам мозаики Владимира Грига выглядят так, будто художник увидел сюжеты собственных работ во сне. На самом деле, фантастические, почти галлюциногенные панно Грига сотканы из отсылок к самым разным сюжетам мировой культуры и историям, витающим в подсознании автора. Так Григ обращается к средневековой легенде о Святом Губерте. Будущий покровитель охотников и лесников Губерт провёл молодость в роскоши и забавах. Он разводил гончих псов, охота была его страстью, и Губерт не оставлял это занятие даже во время Великого поста. В Страстную Пятницу, когда всем верующим предписано соблюдать самые строгие ограничения, он по обыкновению отправился в лес на охоту. Ему навстречу из чащи вышел олень с сияющим нимбом над головой и распятием между рогами. Олень воззрился на Губерта и предрёк охотнику попадание в ад, если тот не встанет на путь праведный. Потрясённый лесным видением, Губерт отказался от удовольствий и посвятил себя служению Христу. Это сказание и легло в основу панно Грига «Необыкновенное путешествие Ти по памятным местам Святого Губерта». Однако главным героем мозаики Грига выступает не охотник Губерт, а репортер-путешественник Тинтин, герой популярной серии комиксов, за похождениями которого в 1920-1980-х с любопытством следили дети по всему миру. На глазах у всего мира Тинтин побывал в Стране Советов и в Америке, разгадал секрет «Единорога» и даже слетал на Луну. А теперь Ти путешествует сквозь пространства и эпохи и становится героем мозаик, столь похожих на средневековые фрески. На выставке «Спасибо вам, что были снами» Тинтин перепрыгивает с одного полотна на другое. Чтобы уследить за его приключениями, приходите в МАММ на выставку Владимира Грига. 📸 Владимир Григ. Необыкновенное путешествие Ти по памятным местам Св. Губерта. 2024 Предоставлено галереей GridchinHall
«Свадебные обычаи в каждой местности Спасского уезда... в общем, сводятся к одному и тому же — бесшабашному разгулу» Свадебная фотография, которую вы рассматриваете, сделана 29 апреля (11 мая) 1908 года, а венчались молодые двумя днями ранее — 27 апреля (9 мая) 1908 года. Гулять свадьбу несколько дней, а то и целую неделю в старину было в порядке вещей. В Ижевском, судя по мемуарам краеведа Серафима Агурейкина, торжества длились четыре дня. В первый день за невестой из дома жениха выдвигался «свадебный поезд» — пышная процессия сопровождала молодых на венчание. Вечером того же дня устраивали ужин в доме жениха, а потом и в доме невесты. На второй день — игры, обряды, гуляние по селу с гармонью и водкой, снова ужин в доме жениха. На третий день свадьбы опять вечеринка в доме жениха и на четвертый день вечеринка в доме невесты, чем и заканчивается свадебное торжество. Фотограф Иван Филатов, сделавший этот снимок, был частым и желанным гостем не только на свадьбах. Он был зван на ярмарки и на митинги, на сельские праздники и даже на похороны и запечатлел все значимые для ижевлян события с 1890-х по 1930-е. Сейчас увидеть уникальный фотографический архив Филатова можно в МАММ на выставке «История села Ижевское». 📸 Иван Филатов. Свадьба Евдокии Титовой и Владимира Алфутова. 1908 Собрание Музея К. Э. Циолковского
💤 Сегодня — день любителей поспать! Отмечаем и делимся снимками из архива МАММ. Вы знаете, кому это отправить…
В 1990-е годы в Россию хлынули два потока: деньги и дискурс. Оба они были критически осмыслены в проектах дуэта Дубосарский&Виноградов. В это время художники придумали концептуальный проект: создавать картины для воображаемого заказчика, идеально выражающего дух эпохи. Zeitgeist тогда определяли во многом хозяева жизни, «новые русские», их незамысловатые вкусы и стали воплощать в живописи Дубосарский и Виноградов. Золотая осень, девушки с обложек пикантных журналов, Арнольд Шварцнеггер на Красной площади, крутые бизнесмены — все эти желанные элементы художники выкручивали до гротеска, превращая в вырвиглазный китч. Подобный приём сродни стратегии Ильи Кабакова: в СССР, когда заказчиком было государство, он придумал себе персонажа, «детского иллюстратора средней руки», от его лица и выполнял заказы. Был безумно успешен. В 1990-е же заказчик сменился, но приём делегирования коммерческих работ персонажу остался — именно Дубосарский и Виноградов смогли создать определяющий для 90-х концептуальный проект. Симптоматично и то, что не все считали иронию и гипертрофированные образы могли восприниматься абсолютно серьёзно. Но это то, что касается денег. В 1994 году Дубосарский&Виноградов пишут картину «с» — критическое произведение, направленное уже не вовне, но внутрь арт-тусовки. Золотая осень, береза, символ России, а на ней выцарапано ножиком «Derida». В 90-е увлечение философией постструктурализма было знаком принадлежности к писку интеллектуальной моды. Сложно найти колонку арт-критика тех лет, в которой не были бы упомянуты мимоходом Барт, Фуко, Делез или Деррида. Порой это было уместно, но чаще нетно чаще — нет. Дубосарский и Виноградов визуализируют и буквализируют топорную экстраполяцию современной философии на российский контекст. Топорность подчеркивает и намеренная ошибка в написании фамилии философа. Именно работа «Деррида» является признаком художественного остроумия и, что очень важно, самоиронии Дубосарского и Виноградова: одно дело критиковать заказчиков, а совсем другое — родную тусовку! Увидеть эту и другие знаковые для российского современного искусства работы можно на выставке «Фундаментальный лексикон» в МАММ.
«А я люблю не только чтоб писали, издавали, хвалили... Я еще люблю полежать на солнце и ровно ничего не делать... А еще, вдруг, заняться кино-фото и черт знает чем... и быть ребенком, забыть все..» 5 декабря 1891 года родился Александр Родченко. Искусство XX века невозможно представить без его фотомонтажей, без плакатов, без шрифта, который теперь называют «шрифтом Родченко», и без идей конструктивизма, которые он развивал. Ключевая фигура русского авангарда, Родченко экспериментировал с материалами и техниками, пробовал себя во многих направлениях, не ограничиваясь одним, и произвёл революцию в живописи, фотографии и дизайне. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира — среди них MoMa, Музей Людвига, Русский музей, а наиболее масштабная коллекция его фотографий представлена в собрании МАММ. За годы существования музей организовал более пятидесяти выставок Родченко в России и за рубежом, основал Школу фотографии и мультимедиа его имени и ведёт исследовательскую работу, сотрудничая с наследниками художника. 📸 Неизвестный автор. Александр Родченко с трубкой 1916 Собрание МАММ
3 декабря в 19:30 в МАММ пройдет авторская экскурсия по выставке «Иван Филатов. История села Ижевское. 1890-е – 1930-е годы» с Дмитрием Горбачем. Ижевское прославилось тем, что его жители — крестьяне — выкупили себя из крепостной зависимости у помещика Николая Демидова в 1832 году. Это случилось за 29 лет до отмены крепостного права в Российской империи (крепостное право было отменено в 1861 году). В июне 1832 года император Николай I завизировал сделку между крестьянами и помещиком. Единовременно волю получили 12 тысяч человек. В 1896 году уроженец села, Иван Филатов, открыл в нем фотостудию. Она просуществовала до конца 1930-х годов — на снимках Филатова запечатлены тектонические изменения в исторической и социальной жизни, произошедшие со страной за эти десятилетия. В 2022 году группа энтузиастов выкупила пустующий особняк и сейчас занимается созданием «Дома Филатова» — музея фотографа-самоучки. На экскурсии Дмитрий Горбач — сотрудник научно-фондового отдела Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, учёный секретарь проекта «Дом Филатова» — расскажет захватывающие личные истории, стоящие за каждым снимком и погрузит вас в историю села Ижевское. Билеты.
Кто тут первый модник на селе? Солидный бородач в начищенных туфлях на шнуровке? Молодой осанистый учитель в форменном кителе? Или смазливый парнишка в отглаженных брюках да в пиджаке нараспашку? Ключ к разгадке — как раз в вальяжной позе последнего. Этот юноша неслучайно расстегнул пиджак: так он демонстрирует свой широкий кожаный ремень. На рубеже XIX-XX веков такой пояс считался чрезвычайно модным аксессуаром. Подобные ремни носили велосипедисты, а езда на велосипеде в те времена всё ещё была причудой аристократов. Всеобщим развлечением и популярным транспортом велосипед стал полвека спустя, но вот мода для господ велосипедистов распространилась по стране значительно раньше и ещё в начале XX века проникла в гардеробы прогрессивных горожан и состоятельных провинциалов. Докатилась она и до села Ижевское, где жили весьма небедные люди. Местные крестьяне на велосипедах не ездили, но знали толк в бондарном промысле и на этом сколачивали целые состояния – на лето уезжали в крупные портовые города бочки делать, а осенью возвращались домой не только с деньгами, но с модными обновками для себя и для семьи. По старым фотографиям можно проследить, что ижевляне считали модным, во что одевались каждый день, как наряжались по праздникам или по случаю визита в ателье местного фотографа Ивана Филатова. Больше его снимков — в МАММ на выставке «Иван Филатов. История села Ижевское. 1890-1930-е годы». 📸 Иван Филатов. Владелец мануфактурного магазина, член потребительского общества Иван Романов, астроном и учитель Степан Ивкин и неизвестный. 1910-е Собрание Музея К. Э. Циолковского
Дата 7 июля 1988 года вошла в историю: в московском «Совинцентре» прошёл первый и последний в СССР аукцион Sotheby’s. Это был слом старого порядка и торжественный выход неофициального советского искусства из подполья на международную сцену. Впервые наряду с авангардом и «официальными» художниками — вроде Ильи Глазунова — в торгах участвовали работы нонконформистов: Гриши Брускина, Ильи Кабакова, Эдуарда Штейнберга, Ивана Чуйкова и других. За них боролись представители крупных западных коллекционеров, в том числе Элтона Джона и Дэвида Боуи. Тогда, в 1988-м, событие вызвало широкий общественный резонанс: в прессе обсуждали допустимость выкупа советского искусства иностранцами, судьбу национального культурного наследия, новую роль музеев. А сегодня этот аукцион воспринимается как символ гласности. С первого удара аукционного молотка отсчитывается история отечественного рынка современного искусства. Работы художников, участвовавших в московском Sotheby’s, сегодня можно увидеть на выставке «Фундаментальный лексикон» в МАММ. Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев
100 лет со дня рождения Майи Михайловны Плисецкой Её танец завораживал, её улыбка ослепляла. Ею восхищались. Её называли музой. С ней желали работать ведущие хореографы, композиторы, режиссёры, именитые модельеры и фотографы. И однажды Майя Плисецкая получила приглашение от самого Ричарда Аведона. О фотосессии с ним она вспоминала: «Не знаю, может, Ричард Аведон видел меня на сцене тогда, может позже, а может, и вовсе не видел. Во всяком случае, в 1966-м, в мой третий приезд в Нью-Йорк, он попросил меня позировать. Аведон встречал нас в студии — огромной комнате с белыми стенами. Меня загримировали. И тут Аведон меня удивил: он попросил не позировать, а танцевать. Я танцевала всё подряд. Танцевала я по всей студии, где хотела, за мной носился Аведон с камерой, сохраняя дистанцию в три-четыре метра, чтобы не мешать моему движению, а вокруг бегали его мальчики с зонтиками. «Танцуй, танцуй, танцуй и не думай обо мне!» — кричал он. Мальчики-подручные прямо на ходу меняли ему фотоаппараты: он делал тысячи кадров, не теряя ни секунды и не упуская ни одной детали — и всё это в бешеном темпе! Вторую сессию он сделал не балетной: фотографировал меня в необыкновенных туалетах не известных мне дизайнеров, в каких-то немыслимых бриллиантах. Переодевали меня мгновенно, и во всем этом великолепии я бегала по студии, и Аведон опять бегал за мной и снимал совершенно потрясающе!». В 2005 году МАММ (в то время — Московский Дом Фотографии) показывал эти снимки на выставке к 80-летию великой танцовщицы. Сегодня вспоминаем легенду балета Майю Плисецкую и делимся кадрами с той самой съёмки. 13 декабря в 16:00 историк моды Ольга Хорошилова прочитает в МАММ лекцию «Майя Плисецкая: Prima Assoluta моды» из своего цикла «Мода и гении». 📸 Ричард Аведон. Майя Плисецкая. Съемка в студии Ричарда Аведона. Нью-Йорк. 1966
Этот кадр команда «Дома Филатова», шутя, называет «опята» Групповая фотография была сделана в селе Ижевское в 1935 году местным фотографом Иваном Филатовым. Желающих попасть на снимок оказалось так много, что не всем удалось оказаться в кадре: некоторые участники съемки угадываются лишь по рукам и ногам. Если внимательнее присмотреться, можно заметить самого находчивого героя «с галерки»: мужчина забрался на дерево и раздвинул ветви, чтобы остаться в истории. Этот снимок — один из поздних кадров Ивана Филатова, снимавшего родное село на протяжении четырех десятков лет. Его объектив зафиксировал и частные судьбы местных жителей, и большую историю страны, претерпевавшей в начале века глобальные изменения. Рассмотреть кадры Ивана Филатова и узнать больше об истории уникального села можно на выставке в МАММ.
Лидия Мастеркова в искусстве и жизни стремилась к отказу от «среднего». Для неё существовали лишь крайности и абсолют — состояния предельной напряжённости, где не было места компромиссу. На картине 1973 года ее тяга к крайностям проявляется на двух уровнях. Во-первых, через цифры: ноль — бесконечность и пустота, единица — независимость и индивидуальность, девять — страсть и энергия завершения. Каждое число здесь выступает как величина бесконечно малая или бесконечно великая, как абсолют и крайность. Во-вторых, через форму и цвет: верхняя часть полотна занята разорванными черными формами, напряженными и динамичными, а внизу расположены круговые «планеты», спокойные и замкнутые. Черно-белая структура с вкраплениями охристых, коричневых и голубоватых оттенков создает контраст между тьмой и светом, напряжением и спокойствием, формой и пространством. Для Лидии Мастерковой была важна духовная составляющая, она продолжала развивать идеи русского космизма. Чувствуя себя «инопланетянином» в собственной стране, она создаёт собственную модель вселенной. Дух соприкасается с Целым, а человек ощущает сопричастность космосу. Цифры и круги, строгая геометрическая система и коллажная техника позволяют художнице выстраивать личную философскую и космическую карту, где одиночество и оторванность заменяются гармонией с бесконечностью и закономерностью мира. Увидеть работу Мастерковой и других классиков отечественного современного искусства можно на выставке «Фундаментальный лексикон» в МАММ.