Найти тему
Музеи Московского Кремля

Дорого-богато: какое сукно покупали для царского двора?

В XVI-XVII веках в царском быту пользовались популярностью дорогие сукна из Англии, Франции, Италии и Фландрии. Из них шили опашни, однорядки, кафтаны, терлики, чюги, шубы, шапки и тафьи, рукавицы, попоны. Более дешевые сукна производились в Нидерландах и в ряде территорий Центральной Европы (чешские, моравские, силезские сукна). Их могли употреблять в домашнем обиходе, застилать ими лавки, постилать около постелей, использовать для внутренней обивки сундуков и ларей и многого другого.

В русской «Торговой книге» конца XVI-начала XVII в. — уникальном источнике информации о мерах и весах, использовавшихся в торговле, о товарах и ценах на них — в главе «О сукнах всяких» есть специальные указания, которые могли бы помочь купцам в выборе качественного товара: «Сукна смотрите, чтобы были краскою чисты, пежен бы и чалин и полос не было, и гниль выщупывай, и не местоваты бы были», то есть рекомендовалось выбирать ровно прокрашенные, качественные, нетяжелые ткани.

В документах конца XVI-XVII вв. встречается множество разновидностей сукон: «аглинское», то есть произведенное либо привезенное из Англии; «багрец» или «багрецовое»; «еренка»; «кармазин» — сорт дорогого сукна обычно красных оттенков; «кострыж»; «летчина»; «лундыш» или «лундское сукно», то есть сукно произведенное либо поставляемое из Лондона; «муравское», то есть моравское; «настрафиль», «скорлат или «шарлат» — фландрийское сукно высокого качества и другие.

Известно, что у царя Михаила Федоровича был шатер суконный настрафильный с суконными же наугольниками красного, зеленого и голубого цветов, ветреницами и полами. В Описи царской казны 1640 года указано: «Две шубы суконные червчаты настрафильные на черевех бельих, ожерелье и пухи бобровые, кружива и нашивки мишурные красные, у одной две пугвицы, у другой три пугвицы оловянные».

Сукна измерялись «поставами», «кипами», «половинками» и «аршинами». Согласно торговым книгам, в одном поставе могло быть от 20 до 40 аршин сукна. Аршин составляет 0,7112 м (длина руки от кончиков пальцев до плеча). Кипа могла равняться 25 половинкам по 25 аршин каждая. Отрезок сукна, как и других тканей, назывался «портищем».

Цены на сукна зависели от качества ткани, размера и даже цвета. В торговых книгах XVI в. указана средняя цена кипы сукна, она составляет 50 рублей, другие же сукна оценивали в 25 рублей за кипу. В описях царской казны полотнища тканей оценивались за один аршин, то есть примерно 72 см длиной. А французское сукно «скорлат» могло стоить 5 рублей за аршин ткани. Другие сукна были оценены от трех алтын до трех рублей за аршин.

На изготовление верха кафтана, в зависимости от кроя и комплекции носящего, могло идти до 7 метров ткани, примерно такой же метраж требовался для подкладки, не считая ткани на подпушку, оторочку и прочие детали.

Кстати, если вам интересно узнать, сколько стоило быть нарядным в XVII веке, рекомендуем прочитать
этот материал.