Один из самых уютных уголков старой Самары – дореволюционного облика усадьба по улице Ленинской возле Покровского сквера при одноименном соборе, застроенная светлыми нарядными коттеджами и напоминающая сказочную виллу ярко-розовым декором белых фасадов с островерхими «готическими» крышами.
Богатый силуэт создается за счет высоких фронтонов трех сильно выступающих из плоскости стены ризалитов. Светлые оштукатуренные фасады не имеют привычного поэтажного членения, все оконные проемы имеют арочную форму – при этом отличаются характерным для «модерна» разнообразием размеров.
В уровне первого этажа размещены окна большой ширины и высоты, в уровне второго маленькие спаренные проемы объединены декоративной аркой, высокие витражные окна ризалитов имеют повторяющую форму проема мелкую расстекловку. Вход выделен арками балкона-лоджии тех же полукруглых очертаний, над всеми проемами выполнены повторяющие форму обрамления с замковыми камнями контрастного красно-розового цвета
Надо сказать, что праздничное здание в стиле редкого для Самары «немецкого романтизма» - вовсе не особняк богатой купеческой семьи, не модный доходный дом и не присутственное место власть предержащих. Нарядная «вилла» была выстроена в 1907-м году на средства самарского купца-миллионера, мецената и благотворителя Антона Николаевича Шихобалова для размещения в ней Народной больницы для «бедного состояния» (определение из Адресной книги), где горожане могли лечиться бесплатно.
Задуманное как дар городу от самого известного и богатого самарского купца, медицинское учреждение было выстроено в течение 1905-1907 годов по проекту архитектора Александра Щербачева.
В состав больничного комплекса входил основной двухэтажный с подвалом лечебный корпус, здание с квартирами медицинского персонала, корпуса электрической станции, механической прачечной с дезинфекционной камерой, часовня и хозяйственные службы. Здания обнесли чугунной решеткой, за которой разбили сад.
Главный вход через парадный подъезд и вестибюль первого этажа вел в просторный зал-фойе, где перед иконой Всех Скорбящих Радость совершались богослужения для больных. Здесь же размещалась библиотека и находился портрет Антона Николаевича Шихобалова работы художника А.П. Васильева.
Примыкали к залу амбулатория и ванные комнаты для поступающих больных. Одна дверь из зала вела в сад, другая – в высокий светлый коридор с фонтаном, оборудованный так же вентиляторами и камином для поддержания нужной температуры и влажности воздуха. С правой стороны в коридор выходили палаты, как бесплатные, так и платные – двухместные, с хорошей мебелью, звонком для вызова персонала и настенными электрическими бра для чтения в постели. Больница была оснащена даже рентгеновским аппаратом – последним словом тогдашней медицинской техники.
Стоимость строительства составила 202175 рублей. Из них в 133 тысячи обошлась постройка основного здания, 18 тысяч ушло на оборудование, 12 на канализацию и водопровод, 38 – на электростанцию. На момент открытия лечебное учреждение включало 60 коек с хирургическим, неврологическим и гинекологическим отделениям, электролечебным кабинетом-лабораторией, двумя операционными и водолечебницей.
Как известно, 4 июля 1908-го года, ровно в день своего 80-летия, Антон Шихобалов скончался. Больница, ставшая его последним даром городу, открылась спустя четыре месяца - 1 ноября 1908-го, дальнейшее попечительство взяли на себя дочери Антона Николаевича Мария Сурошникова и Екатерина Курлина.
В 1918-м году больница стала советской городской №2, через пять из Шихобаловской была вдруг переименована в честь М.И. Калинина, хотя «всесоюзный староста» к самарскому здравоохранению никакого отношения не имел.
В те же 1920-е часть помещений использовалась под жилье, самым знаменитым обитателем которого можно считать Филиппа Исаевича Голощекина. Уроженец городка Невель Псковской области, сын строительного подрядчика, по окончании Рижской зубоврачебной школы работал зубным техником.
После вступления в 1903-м году в РСДРП «всецело отдался революционной работе», а позже стал одним из организаторов убийства семьи Николая II. В Самаре служил председателем Губисполкома, возглавлял губернскую комиссию по борьбе с последствиями голода, всячески поощрял развитие НЭПа, работу системы ликбеза и культурных учреждений.
Областная больница имени Калинина размещалась на Ленинской,75 до 1979-го года. В 2011-м началась реконструкция неиспользуемых зданий – да так и не завершилась до сегодняшнего дня. Хотя власти, похоже, решили вдохнуть новую жизнь в заброшенный памятник самарской истории и архитектуры и даже обещают сделать это в течение двух следующих лет
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете