Друзья, снова рад приветствовать Вас у себя на канале! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема публикации будет посвящена историческим личностям, а именно - Александру Пересвету и Родиону Осляби. Эпизод с участием воинов-монахов в Куликовском сражении, многим знаком еще со школьных лет: “Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед битвой с Мамаем и отправляет в войско Московского князя двух братьев иноков. Александр Пересвет выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из татарского войско. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета - Ослябя гибнет в разгар жестокой битвы". При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями. Достоверно известно, что братья действительно существовали в XIV веке, но все связанные с ними события, до сих пор вызывают массу вопросов и многочисленные споры среди специалистов (Принимали ли участие в Куликовской битве братья? Состоялся ли на самом деле поединок Пересвета с Челубеем? Погиб Ослябя в сражении или остался жив?). Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Пересвет и Ослябя”
Дата рождения Александра Пересвета остается неизвестной. Предположительно, Александр родился в Брянске. До принятия пострига в Ростовском Борисоглебском монастыре, Пересвет был боярином и участвовал в ряде походов и боев.
О дате рождения Родиона Осляби, также информации не имеется. Считается, что в монашестве Ослябя принял имя - Андрей (принято именовать Родионом) и до пострижения в монахи был любутским боярином (г. Любутск. (наст. с. Троицкое, Калужская обл.)) и профессиональным воином.
Житие Пересвета и Осляби сообщает, что Александр и Родион были учениками и пострижениками Преподобного Сергия Радонежского. Родство Пересвета и Осляби, до сих пор вызывает споры среди историков. Большинство специалистов считают, что Александр и Родион были скорее земляками, чем родственниками.
Пересвет и Ослябя. Картина В. М. Васнецова.
Согласно житию Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой в поисках духовной поддержки к нему за благословением обратился князь Дмитрий Донской. Имя Преподобного Сергия было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежду в каждого воина и уверенность в победе над татарским войском.
Согласно “Сказанию о Мамаевом побоище” (древнерусское произведение XV века) Преподобный Сергий благословил не только князя Дмитрия, но и двух иноков, хорошо знающих военное искусство - Пересвета и его брата Осляби.
Из “Сказания о Мамаевом побоище”, к моменту Куликовской битвы Пересвет и Ослябя были схимниками (перешли на высшую ступень монашества). “Сказание” повествует:
“И дал он им вместо оружия тленного нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя…”.
Интересно, что в “Задонщине” (повествование о Куликовской битвы конца XIV века) Пересвет и Ослябя упоминаются, как “чернецы” (обычные монахи).
По преданию, Александр Пересвет перед битвой молился в кельи отшельника при часовне святого воина великомученика - Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Дмитриевский Ряжский (Скопинский) монастырь. Помолясь, Пересвет ушел, оставив свой яблоневый посох (посох Пересвета находится в Рязанском кремле).
Яблоневый посох Александра Пересвета. Рязанский кремль. В 2010 году фрагмент посоха был отправлен в г. Киль (Германия) в лабораторию радиометрической датировки, где впоследствии было установлено, что яблоневое дерево (из которого изготовлен посох) не могло вырасти ранее 1663 года. Отсюда, следует вывод, что возможно посох изготовлен не ранее XVII века.
“Сказание о Мамаевом побоище” гласит, что перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет участвовал в традиционном “поединке богатырей”.
В период средневековья генеральным битвам часто предшествовал поединок лучших воинов от каждого войска. Поединок продолжался до смерти и никто не имел права вмешиваться (древние легенды указывают, что вместо сражения двух войск могло произойти сражение двух людей и проигравшая сторона отступала). Такие поединки имели важное психологическое значение для воинов. Для многих это было своеобразным суеверием.
Александру Пересвету противостоял богатырь Челубей (в различных “Сказаниях” у печенега (скорее всего, он принадлежал к тюркоязычному народу - печенегам) разные имена: Тимур-мурза и Таврул. Имя - Челубей появляется в третьем издании “Синопсиса” в 1680 году). Согласно “Сказанию”, Челубей отличался не только физической силой, но и особым мастерством военной выучки:
“...перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу…пяти сажен высота его и трех сажен ширина его…”
Пересвет был не меньше, так как в “Сказании” сохранились его слова:
“Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться”.
Поединок Пересвета с Челубеем.
Согласно “Сказаниям”, Челубей был отличным воином-поединщиком и до Куликовской битвы не имел поражений. Приближенные Мамая специально наняли его для такого поединка. В подобных сражениях Челубей использовал копье, на метр длиннее обычного, что позволяло ему убивать противника еще до столкновения.
От татарского войска Челубей отошел на белом коне, облаченный в серые одежды. Пересвет предстал в багровых одеяниях и стоял под “чермным” (красным) русским православным знаменем. “Сказание” гласит:
“И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались”.
Существует и другая легенда о поединке Пересвета и Челубея.
Пересвет зная о длине копья Челубея пошел на хитрость и самопожертвование. Александр снял с себя все доспехи и остался лишь в одной схиме (монашеская накидка с изображением креста). Это было сделано для того, чтобы копьё противника, пройдя мягкие ткани тела на большой скорости, не успело выбить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла. Пересвет получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог доехать до русского войска, где в итоге и скончался (есть и другая концовка: конь уже умершего, но оставшегося в седле Пересвета доставил к войску).
Картина П. Рыженко. "Победа Пересвета".
В тексте “Задонщины” можно увидеть, что Пересвет не погиб в поединке (может его и не было), а остался жив и принял участие в Куликовской битве:
“Пересвет поскакивает на борзе кони, а злаченым доспехомъ посвечиваше. И молвяше брат его Ослабе черънецъ: “Брате Пересвет, вижу на тели твоем раны, уже голове твоеи летети на траву ковыль, а чаду моему Якову на ковыли земли не лежати на поли Куликове…”
Согласно “Задонщине” в Куликовском сражении принимал участие и сын Родиона Осляби - Яков.
По распространенной легенде Родион Ослябя вместе с Пересветом погибли в Куликовской битве, но в “Сказании о Мамаевом побоище” о гибели Родиона ничего не говорится (в летописных списках убиенных на Куликовом поле и синодоках приводится имя лишь одного Александра Пересвета). Это может говорить о том, что возможно Ослябя остался жив после битвы и впоследствии служил у Московских митрополитов.
3 рубля 1996 года. 1000-летие России. Дмитрий Донской. Поединок Пересвета и Челубея. Материал: серебро. Вес: 34,94 гр. Тираж: 40 000 тыс. экземпляров.
Александр Пересвет и Родион Ослябя погребены рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда еще деревянным) в “каменной палатке” (по одной из версий, тела Пересвета и Осляби были доставлены в Москву после битвы и погребены. По другой версии, Ослябя остался жив и был погребен позднее).
Существует гипотеза, что саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители обнаружили кирпичный склеп, пол которого покрывали надгробные камни без надписей. Под камнями находились саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из нее были уложены в северо-западный угол трапезной храма. В 1870 году над этим местом сооружено чугунное надгробие с сенью. В 1932 году сооружение уничтожено.
По другим данным, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и до настоящего времени покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове “под спудом” (то есть местоположение захоронения не идентифицировано).
В данный момент на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие (по форме копирующее первое чугунное). Место открыто для посещений.
Гробница Пересвета и Осляби в Сергиевом приделе храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. 1893 год.
P.S. Друзья спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены к лику святых Русской православной церковью. В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота - “Пересвет” и “Ослябя”, участвовавшие в Русско-японской войне (1904-1905 гг.). Именем Александра Пересвета назван российский боевой лазерный комплекс “Пересвет”. В 2006 году в Москве был сформирован 33-й отряд специального назначения “Пересвет” в составе 55-й дивизии внутренних войск. Спасибо и удачи!👍