Найти в Дзене
Шкатулка с историями

Император повелел... Всем холостякам жениться!

Римское высшее общество, после десятилетий позднереспубликанской вольницы - беспорядочных связей, разводов, адюльтеров и прочих радостей жизни, в 18 г до нэ, скрепя сердце, столкнулось со... СКРЕПАМИ.

Наводящими ужас на закоронелых развратников скрепами размахивал Октавиан Август, внезапно озаботившийся низким уровнем морали среди римских ширнармасс и сливок общества - а соответственно, стремительным уменьшением поголовья чистокровных римлян. Недавно отбушевавшие Гражданские войны, конечно же, тоже внесли свою лепту в вымирание старинных родов, однако многие исчезали по вполне естественным причинам - из-за отсутствия или немногочисленности потомства.

Так как речь шла об и так богатых людях, которых вовсе не ипотека превращала в чайлдфри, Октавиан понимал, что пряником тут делу не поможешь. Нужен кнут!

И печально известный закон lex Julia de maritandis ordinibus и стал таковым.

Он наложил большие налоги на неженатых мужчин и незамужних женщин. И так как среди знати было больше мужчин, чем женщин, он разрешил всем желающим (кроме сенаторов) жениться на вольноотпущенницах.

Lex Julia касался мужчин в возрасте от 25 до 60,и женщин - от 20 до 50.

Предполалось,что ВСЕ граждане и гражданки в этом возрасте должны быть замужем или женаты. Развод не воспрещался. Но женщина должна была выйти замуж в течение 6 месяцев после. Овдовела? Можешь погоревать год. Потом - изволь замуж. Нарушителям грозители вышеупомянутые повышенные налоги, а также иные кары - невозможность получить наследство и тп.

Очень строго наказывались супружеские измены.

Закон гласил, что отец вправе убить дочь-блудницу, если она согрешила в его собственном доме, либо в доме своего мужа. Мужу убить неверную жену кстати не дозволялось, однако брачные законы Октавиана предполагали более мягкое наказание для ревнивцев, чем просто для убийц. Разумеется, все это работало только в одну сторону - если изменила жена.

Самая интересная тема - можно ли мужьям было убивать любовников жен... С одной стороны, вроде как и да. С другой стороны - это правило действовало при наличии такого количества оговорок, что, пытаясь поймать супруга "на горячем", лучше было брать на дело опытного юриста.

Кстати вспомнилась история, как разводился голливудский актер Джордж Сандерс.

Помогли ли августовские законы возрождению здоровых древних нравов? Конечно же, нет. Разврата в высшем обществе стало еще больше! Римляне полюбили фиктивные браки. Женись на какой-нибудь 150-летней "вдове Цицерона", и не парься. Август ответил армией шпионов и информаторов. Но и это не возымело действия.

Юлия Старшая
Юлия Старшая

В конце концов законы Октавиана ударили по нему самому. Его собственная (и единственная) дочь Юлия - хоть и рожала исправно, похвастаться супружеской верностью не могла. Вернее - она демонстративно хвасталась неверностью.

Ее третий брак - с пасынком Октавиана, Тиберием, оказался крайне ннеудачным, и Юлия находила утешение в серии весьма скандальных (и главное, практически публичных) оргий. Тут уж Октавиан не мог закрыть глаза на шалости дочери. Но возможно, его более взволновало другое - одним из любовников Юлии был единственный оставшийся в живых сын Марка Антония. А кто знает, что у этого Юла Антония на уме? Может, они с Юлией планировали заговор, хотели убить Октавиана, чтобы самим править?

В общем, Август решил проявить принципиальность. Юла Антония принудили к самоубийству. А вот Юлия...

-3

о доче­ри он доло­жил в сена­те лишь заоч­но, в посла­нии, зачи­тан­ном кве­сто­ром, и после это­го дол­го, тер­за­ясь сты­дом, сто­ро­нил­ся людей и поду­мы­вал даже, не каз­нить ли ее162. По край­ней мере, когда око­ло это­го вре­ме­ни пове­си­лась одна из ее сообщ­ниц, воль­ноот­пу­щен­ни­ца Феба, он ска­зал, что луч­ше бы ему быть отцом Фебы. (3) Сослан­ной Юлии он запре­тил давать вино и пре­до­став­лять малей­шие удоб­ства; он не под­пус­кал к ней ни раба, ни сво­бод­но­го без сво­его ведо­ма,

Юлию заточили на крошечном острове Пандатария, 1,7 кв км. Никаких гостей. Никаких мужчин. И даже никаких подруг. Лишь ее матери, Скрибонии, позволено было стать ее компаньонкой.

После смерти Августа положерие Юлии еще более ухудшилось. Ее быший муж, Тиберий, жаждал мести - и дочь императора умерла от банального голода,так как денег на ее содержание не выделялось.