Классическая рационалистическая философия не рассматривала такие понятия, как страх, ужас, кошмар и т.п. Впервые обращение к ним произошло в период романтизма в иррациональной философии. И, конечно, тут сразу вспоминается Сёрен Кьеркегор с его "Страхом и трепетом". В ХХ веке ужасное стал одним из тех понятий, которые интересовали экзистенциальную философию, и понятно, почему. Ведь это направление мысли показывает одиночество человека, его отчаяние, скуку, ощущение бессмысленности жизни перед лицом смерти. И все это переживается субъектом как ужасное.
Ужас получает различные формы своего выражения, все зависит от разности культурной и социальной проекции.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Ужасное существовало как объект рассмотрения, прежде всего, в эстетике, где оно анализировалось как второстепенная категория, примыкающая к трагическому. В эстетическом смысле ужасное выражает доведение трагедии до крайности, за которой нет никакой надежды. Например, после смерти Ромео и Джульетты их семьи испытали горе и прошли через катарсис, в результате чего изменились сами и изменили отношение друг к другу, Монтекки и Капулетти помирились перед лицом смерти своих детей. И получается, что Ромео и Джульетта погибли не зря, трагедия дала светлые ростки.
Но если бы Шекспир захотел показать ужасное, то он сделал бы финал, полный безысходности. Дети погибли, семьи не примирились, в мире стало еще больше жестокости, и конца-края этому нет. Вот это — ужасное.
В ХХ веке ужасное вышло из сферы эстетики; две мировые войны, угроза ядерного апокалипсиса, переход человечества на новый уровень технического развития, появление массовой культуры изменили привычные ценности. Сейчас можно сказать, что ужасное стало общефилософской, а не только эстетической, категорией, поскольку ужас пронизывает все бытие современного человека. Одновременно произошла эмансипация безобразного, и оба процесса связаны.
Этическая путаница, характерная для современной ситуации, поставила все с ног на голову. То, что сильно пугало раньше, сейчас смешит (например, всякие там вампиры и зомби стали персонажами массовой культуры, которая придала им обаяния). В обществе произошли ценностные трансформации, на этом фоне прежние философские парадигмы уже не работают так, как раньше, и ужасное стало выполнять сущностную функцию в культуре. Люди бессознательно стремятся к ужасному, оно сливается с повседневностью, образуя новое качество реальности. Можно сказать, что трансцендентный страх превращается в имманентный ужас.
Читайте еще на моем канале:
Культурный шок: что это, как и почему
Отличались ли западники XIX века от нынешних