Найти в Дзене
Немного Историк

Фридрих Барбаросса возвращается в Италию. Двойные выборы Папы Римского и подчинение Милана

Получив формальную сатисфакцию от Папы, Фридрих Барбаросса не успокоился. Он все еще был возмущен сотрудничеством Папского престола и ненавистного сицилийского короля, так как считал Италию сферой интересов Священной Римской империи. Да и Милан, с которым у Барбароссы не сложились отношения еще во время Первой итальянской экспедиции, вновь поднял голову, принявшись с новой силой стращать соседние городки поменьше.

Фридрих Барбаросса поглядывает на слишком сильный Милан, сидя в Германии.
Фридрих Барбаросса поглядывает на слишком сильный Милан, сидя в Германии.

Почти каждый месяц, ко двору Фридриха Барбароссы приходили просители из итальянских городов и приглашали императора навести порядок в регионе. Рыжебородый понимал, что новая экспедиция в Италию может очень дорого обойтись его репутации и кошельку, поэтому не торопился выступать. Тем не менее, Барбаросса направил своего канцлера Рейнальда фон Дасселя и видного аристократа Отто фон Виттельсбаха в Италию для приготовления соответствующей финансово-логистической почвы в грядущей кампании. Посланники должны были заготовить зерно для войска в прогерманских городах и обеспечить сбор особого налога на нужды армии.

В июне 1158 года Барбаросса выступил на Италию. Первоначальной целью император избрал Милан, надеясь решить большую часть проблем за счет устранения ведущего игрока в Ломбардии и показать другим городам, что с ним шутки плохи. В начале августа, армия Барбароссы оказалась у ворот Милана. Взяв город в осаду, германский император приказал жестоко разорять окрестные села, дабы исключить возможность тайного подвоза провианта и нанести Милану такой ущерб, при котором, даже отбившись от неприятеля, миланцы не смогут продолжать войну.

Вот и Милан захватили. Неплохое начало, рыжебородый!
Вот и Милан захватили. Неплохое начало, рыжебородый!

После непродолжительной осады, миланские консулы запросили мирные переговоры, где Барбаросса стоял на принесении ему публичного покаяния в унизительной форме. Миланцы пытались откупиться, но германский монарх отказывался от звенящих монет, апеллируя к оскорбленной чести. По итогу сторонам все же удалось прийти к консенсусу, Двенадцать городских консулов принесли публичные извинения Фридриху. Наряду с этим, Милан пообещал построить огромный дворец «в честь Его величества императора германского», выплатить компенсации небольшим городкам, которых он стращал и возместить Барбароссе городские доходы, которые Милан прекратил платить с 1155 года после конфликта с германским императором.

Подчинение Милана позволило Барбароссе пересмотреть отношения имперского престола и итальянских городов на правах победителя. Фридриху не нравилось, что ломбардские города имеют беспрецедентную автономию и огромные богатства. При таком положении, случай с Миланом может повториться вновь, только выступит против императора какой-нибудь другой город. Чтобы не допустить чрезмерного усиления итальянских городов и коммун, Барбаросса издал Законы Ронкальи в ноябре 1158 года, где объявлял себя единственным источником легитимной власти и предписывал всем городам, находящимся под властью Священной Римской империи, проводить выборы лишь с его одобрения, а германские законы становились первостепенными в итальянских городах.

Редкая анимированная гравюра "Фридрих Барбаросса, Генрих Лев и Отто Виттельсбах возвращаются из Милана".
Редкая анимированная гравюра "Фридрих Барбаросса, Генрих Лев и Отто Виттельсбах возвращаются из Милана".

Естественно, такие законы пришлись не по вкусу римскому первосвященнику, Адриан IV направил своих легатов к Фридриху с нотой протеста. Император предложил собрать арбитражный суд, чтобы расставить все на свои места, но ответ от Папы так и не получил. 1 сентября 1159 года Адриан IV отправился к своему начальнику. В Риме возник политический вакуум, сопряженный с новыми выборами понтифика.

По итогу, вменяемых выборов не получилось. По традиции, Папа избирался единогласно, но в этот раз все пошло по другому сценарию. Прогерманские кардиналы уперлись рогом, голосуя за своего кандидата, Октавиано де Монтичелло, а сторонники почившего понтифика, которых было в курии большинство, держали сторону очевидного папского преемника, Роландо Бандинелли. Никто не хотел уступать, поэтому большинством голосов был выбран кардинал Бандинелли.

Когда сторонники нового Папы попытались надеть на него мантию, прогерманские кардиналы накинулись на них и сорвали одеяние с Бандинелли. Дело дошло до драки духовных людей, после которой имперские кардиналы остались в Риме, а их противники были вынуждены уехать из города.

Портрет антипапы я не нашел, поэтому предлагаю посмотреть на каноничного первосвященника.
Портрет антипапы я не нашел, поэтому предлагаю посмотреть на каноничного первосвященника.

Таким образом, после противоречивых выборов, оформилось сразу два Папы, каноничный Александр III (Роландо Бандинелли) и антипапа Виктор IV (Октавиано де Монтичелло). Самое интересное, что каждому из них необходимо было заручиться поддержкой европейских государей, чтобы утвердиться как лидер христианского мира.

Барбаросса отлично помнил проделки Александра III, пока тот был папским легатом, поэтому поддержал антипапу Виктора IV. Император распорядился собраться двум понтификам в Павии, где они все смогут обсудить, но Александр, зная, к чему приведет это обсуждение, сослался на то, что римский первосвященник не подлежит земному суду. В итоге, Фридриху пришлось собирать синод во главе с Виктором IV, на котором Александра III отлучили от церкви. В ответ на это, каноничный Папа отлучил от церкви императора и самозванца в тиаре.

Пока Фридрих разбирался с римским первосвященником, в Милане вновь вспыхнуло восстание из-за Законов Ронкальи. Рыжебородому императору пришлось вновь разбираться со строптивым городом. Но об этом уже в следующей серии.

Благодарю за прочтение статьи! Ставьте лайк и подписывайтесь, если понравился формат канала и история про рыжебородого мужчину!