Поздравляю, господа! Прекрасная новость пришла из гостеприимного края планеты – Антарктиды. На днях, 23 апреля, были возведены три блока – ещё два осталось – новой зимовочной станции «Восток». Стройка в минус 50 вызывает уважение и восхищение людьми, игнорирующими понятия «крайне сложно», «чудовищные условия» …жильцы, под стать строителям, будут двигать науку вперёд и приближать времена космических перелётов в уюте, с собственным кинозалом.
Но это сейчас. А каково исследователям было жить раньше в одном из самых суровых мест на земле? Как ни странно, обеспечение водой станции, окружённой снегом, оказалось непростой задачей. В таких условиях нельзя было просто так взять лопату и наполнить пару ведер. Снег приходилось распиливать как дрова и везти на станцию. Но везти можно было при приятной погоде до минус 60. Ниже, к минус 80, двигатели тягачей даже с помощью обсценной лексики отказывались заводится – и зимовщикам приходилось самим тащить ледяные кубы. На этом сложности с водой не заканчивались. На высоте расположения станции она начинала кипеть при температуре 80 градусов. По воспоминаниям полярников, картошку приходилось варить несколько часов.
Но немыслимый холод, может не только изматывать, но и дарить приятные сюрпризы. Как-то раз очередная экспедиция проводила генеральную уборку территории и наткнулась на громадных осетров, которых привезли их предшественники, да, почему-то, позабыли. Подняли документы, чтобы узнать возраст улова – оказалось шесть лет. Рыбу с таким «душком» даже коренные народы Севера не едят. Устоять перед соблазном полярники не смогли. Наварили вкуснейшей ухи и остались довольны и вполне здоровы.
А ещё холод может и веселить. Например, с клозетом получалось оригинально. Выгребную яму под туалетом приходилось вытапливать в снеге специальной приспособой. Получался правильной круглой формы канал, который по мере заполнения промерзал и превращался в изящную колонну 40 метров необычного для Антарктиды цвета.
Вместе с великим холодом приходит полярная ночь. Мир участника экспедиции сужается до главного здания и ближайших построек. Это даже не маленький островок посреди океана. (Грустя на острове, можно любоваться водной гладью, слушать всхлипы волн, чувствовать запах соли). А за пределами станции «Восток» нет ничего. Ледяная темнота, в которой ничего не происходит, только ветер – не порывистый – ленивый - плавно подметает снег. Так легко потерять ориентацию в пространстве, запаниковать и обречь себя на вечные поиски потерянного тепла и света.
Через несколько недель после начала зимовки были рассказаны все анекдоты, кончались интересные и неинтересные случаи из жизни, обстоятельно обсуждены знакомые женщины. Говорить становится не о чём, да и не хочется. Круглосуточно находиться в коллективе практически без возможности уединиться - испытание не проще одиночества. Остаётся ли время после проведения экспериментов и обустройства быта в месте, для человека, мягко говоря, совсем непредусмотренного? Как ни удивительно – да. И довольно много. По воспоминаниям полярников, проживание на станции - самое то для хобби, для каждого своё. Но общее любимое дело к концу зимовки - наблюдать за чернильным фиолетовым небом и отмечать, что оно постепенно светлеет. И это значит, что скоро появится почти позабытое солнце.
Ну и напоследок, обещанный исчерпывающий ответ на вопрос, который многих почему-то до сих пор интересует. Антарктида – уникальный континент. С одной стороны, люди многие десятилетия живут даже в самых труднодоступных её местах. С другой – любые проявления активности там давно бы заметили.
Автор: Евгения
Источники: Ю. Сенкевич ""Триста дней на ледяном куполе. Путешествие длиною в жизнь".