Найти тему
ЭкономистЪ

Косячат люди, а страдают коровы

На прошлой неделе в Киргизии во втором чтении был принят закон о языке. Вокруг нового документа было много споров и дискуссий, некоторые представители местного политикума сделали резкие заявления касательно русского - дескать, развивать национальный язык в условиях, когда и русский, и киргизский по сути равноправны, непросто. Параллельно пошли старые разговоры о том, что неплохо было перевести киргизский язык на латиницу.

Реакция России не заставила себя долго ждать - Россельхознадзор запретил ввоз молочной продукции из Киргизии. Формальная причина запрета – неэффективность контроля над производством молочной продукции республики. Однако аналогичные методы в отношении Грузии, Армении, Молдавии и ряда других постсоветских государств. применяемые на протяжении последних двух десятилетий оставляют почву для определенных догадок.

Политические последствия «молочной» истории мы узнаем в скором времени, но уже сейчас известны пострадавшие со стороны экономики. В первую очередь – фермеры и владельцы молокоперерабатывающих мощностей. В республике в ближайшие недели наступит сезон пикового производства молочной продукции и не факт, что бизнес успеет адаптироваться к введенным ограничениям.

Как следствие, обострится проблема перенасыщения местного рынка - и это при том, что молочная отрасль Киргизии только в начале пути своего развития. В частности, многие фермеры брали довольно большие кредиты на закупку импортного скота с высокими показателями удоя. В условиях, когда российский рынок недоступен, сразу же возникает угроза перепроизводства, и молочное производство станет нерентабельным.

Иными словами, дорогостоящих молочных коров фермеры будут вынуждены пустить на мясо. Поголовье крупного рогатого скота сократится, возместить эти потери оперативно не получится. В свою очередь, в убытке останутся и потребители молока из России - исчезновение конкурентов позволит российским производителям поднять цены на свою продукцию.

И все это - следствие несдержанности нескольких политиканов, пожелавших поднять себе рейтинг при помощи популистских высказываний.