Сталин проводил много изменений, которые были удачными, но больше всего его тяготили попытки разобраться с системой образования для детей. Расскажем, как он пытался её улучшить
права мужчин и женщин в СССР
До революции, почти во всех учебных заведениях (гимназиях, пансионатах, реальных училищах и пр.) девочки и мальчики обучались раздельно, кроме этого, девочек почти нигде не брали в университет. Программа обучения у разных полов тоже была разная: мальчики учили грамоту, точные науки и военное дело, а девочки кроме грамоты, иностранных языков и танцев, занимались дисциплинами, которые нужны были для хозяйства.
Большевики пытались сократить разницу между мальчиками и девочками, и хотели создать одинаковую программу обучения для всех. Границы между мужчинами и женщинами считались идеей буржуазии, а потому должны были быть уничтожены. 18 мая 1918 года А.В. Луначарский, ввёл совместное обучение для девочек и мальчиков, как обязательное. Уровень образования существенно улучшился уже в первые годы после нововведения.
В чем заключалась идея Сталина
24 октября 1942 года появился другой приказ: разделить обучение для мальчиков и девочек в младших классах и на уроках начальной военной подготовки. Такую задачу Сталин поставил еще до начала войны: по его мнению, равенство полов уже было достигнуто во всех сферах жизни, а образование давно стало доступным для каждого. Раздельное обучение было лишь временной мерой. Это был первый шаг для того, чтобы создать образцовые школы, в которых будут учитывать особенности психофизиологического развития детей разного пола.
Как воплощалась идея
Раздельное обучение было введено только с 1 сентября 1943 года. Женские и мужские школы должны были размещаться в разных зданиях, иметь собственное военно-учебное, спортивное и другое необходимое оборудование, но реализовать такое получилось только у властей в крупных городах. В небольших населённых пунктах для разных полов выделяли разные этажи школы, а где-то только разные классы. В местах, где зданий и преподавателей не хватало обучение по-прежнему осталось совместным.
К чему привела такая система?
идея раздельного обучения было неудачная. Большинство преподавателей замечали, что успеваемость в женских классах сильно выше, чем в мужских. Педагоги, которые обучали мальчиков, не справлялись с таким огромным количеством ребят. Дисциплина в классах практически отсутствовала: мальчики часто дрались, курили, сквернословили и употребляли алкоголь.
При этом дети сами хотели обучаться совместно, а при таком условие была бы хороша не только успеваемость, но и дисциплина. Многие мальчики не позволяют себе делать при девочках то, что могли бы делать в мужском коллективе.
Итог эксперимента
Эксперимент по разделению школ потерпел полный крах и был прекращен в 1954 году ― вместе со смертью Сталина. В СССР совместное обучение оказалось куда эффективней. Если по женским классам это было почти не заметно, то отдельное обучение мальчиков оказалось серьёзной проблемой.
А как вам кажется, идея была правильной? Делитесь в комментариях!