Чего нельзя допускать в воспитании/общении с ребенком и как это может повлиять на психическое состояние ребенка.
По итогам многочисленных исследований и наблюдений можно уверенно говорить о том, что родители оказывают прямое влияние на психическое здоровье ребенка. Начинается это влияние еще в перинатальном периоде: у будущего ребенка и матери общие кровь и воздух. Мы все знаем о том, что образ жизни матери во время беременности влияет на здоровье ребенка.
В первый год жизни ребенок, как в простонародье совершенно верно подмечено, «впитывает все с молоком матери», и главное – в этот период ребенок начинает получать опыт эмоционального общения. Поэтому от того, как мать «общается» с ребенком, будет зависеть его будущее эмоциональное состояние и психическое здоровье.
Со второго года жизни ребенок начинает самостоятельно изучать мир, но ему требуется помощь родителя. Обратите пожалуйста внимание, что именно помощь, а не препятствия. Не стоит говорить ребенку: «Нельзя!», «Нет!», «Не надо!» и тем более на повышенных тонах. Стоит просто заранее побеспокоиться о пространстве, в котором находится ребенок и обезопасить его, а главное находиться с ребенком рядом, в зоне видимости, и, если что-то вас забеспокоит просто подойти и устранить препятствие, чтобы не пугать ребенка возгласами. Понятно, что всего не предусмотреть, но помните, что Вы взрослый, а ребенок – всего лишь ребенок и его безопасность в столь малом возрасте - это не его ответственность. Важно еще то, что ребенок об этом мире еще совершенно ничего не знает поэтому учите его: сначала показывайте, как это делаете Вы, затем делайте вместе с ребенком, потом доверяйте делать ребенку, а сами наблюдайте, чтобы если что подкорректировать, а затем уже можете быть спокойны – он справится самостоятельно. Ни в коем случае не стыдите ребенка. Стыдно, может быть только когда человек знает о не дозволении, но намеренно это делает. Ребенок же может попросту не знать чего-то и даже не предполагать. Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок должен знать – это заблуждение. Ребенок может знать только то, о чем мы ему рассказали или чему мы его научили, или чему он научился у других.
Далее, с трехлетнего возраста ребенок начинает простраивать свои границы. Нельзя этому препятствовать потому, что ребенок в этот период впервые учиться говорить: «Нет!» и он должен этому обязательно научиться. Естественно, разрешать все подряд не стоит, это попустительство, но необходимо договариваться с ребенком. Используйте правило «33,3%»: на 33,3% просьб ребенка Вы соглашаетесь, в 33,3% ищите компромисс, в 33,3% отказываете ребенку и настаиваете на своем. Таким образом ребенок учиться отстаивать свои границы, находить совместные решения и принимать данность мира, на которую он не может повлиять. Помните, что удобный и покладистый ребенок – это в будущем несчастный человек потому, что им будут пользоваться другие.
Затем ребенок идет в школу – это его первый социум. Почему первый? Потому, что в дошкольном возрасте в социуме детского сада происходят отличные от школы социальные процессы, а школьник – это уже человек с работающей логикой. В норме ребенку интересно пойти в школу. Познавательная активность – ведущая деятельность младшего школьного возраста и ребенку интересно изучать окружающий мир уже не в наглядно-действенном и наглядно-образном ключе, как это было в дошкольном периоде, а в вербально-логическом. Поэтому в школе детям должно быть интересно. Мотивация человека растет от успехов в деятельности. Но, к сожалению, учебный процесс зачастую превращается в обязаловку. А то, что имеет императив долженствования уже не так интересно, как если это личное желание. Не говорите ребенку лишний раз «Ты должен!» он и так получает сполна подобных фраз в школе, более того не проводите перед ним параллель с работой взрослых и учебой детей приводя в пример себя «Я же хожу на работу». От этого ребенок будет чувствовать себя только более никчемным, что он не может соответствовать родителю. Говорите ему лучше, что несмотря на трудности у него все получится и он научится со временем. Разговаривайте с ним о тех вещах, которые интересны ему, а не о взрослых проблемах – для этого еще он слишком мал. И очень желательно, чтобы ребенок с первого класса школы самостоятельно делал домашние задания. Вы можете присутствовать рядом с ним, подбадривать его, хвалить, но не вовлекайтесь сильно в этот процесс, не становитесь учителем, подмена ролей – это не есть хорошо. В социуме будьте всегда на стороне ребенка, а дома уже можете разговаривать с ним предметно.
После ребенок вырастает в подростка. Главной задачей этого возраста является «отделиться» от родителей и научиться выстраивать отношения со сверстниками, чтобы в дальнейшем создать свою семью. Учебная деятельность отходит на второй план – это нормально. Не стоит переживать если ребенок немного «съедет» по оценкам. Помните, что оценки не должны быть самым главным в жизни, иначе человек и вырастит таким, что всю жизнь будет зависеть от оценок окружающих только уже в другом смысле и жить будет не ради счастья, а ради «галочки». Отпускайте ребенка гулять с друзьями, доверяйте ему. Если Вы будете доверять ему, то и он будет доверять Вам и сможет рассказать Вам, если с ним произойдет что-то неприятное, чтобы Вы помогли найти решение проблемы. Закрывать его дома от проблем внешнего мира – не выход. От всего не уберечь. Будьте честны с Вашим ребенком, если хотите, чтобы он был честен с Вами.
В более старшем подростковом возрасте перед ребенком встает впервые в жизни вопрос «Кто я есть?» и «Кем я буду?». Помогите ему найти ответы на эти вопросы, но только не навязывайте свое мнение, а беседуйте с ним, пусть он выработает свое мнение. Здесь, так же, как и в трехлетнем возрасте вновь встает вопрос границ только уже в другом ключе. Определите права и обязанности, чтобы и их было поровну. Обучите финансовой грамотности и элементарным бытовым навыкам: приготовление пищи, оплата коммунальных счетов, уборка и стирка, покупка продуктов и бытовой химии, как починить что-то или вызвать мастера, если что-то сломается дома. Только обучайте не заставляя делать, а просто обращая внимания ребенка на то, что делаете Вы, либо делайте что-то вместе. Если все сделать с максимально легкой душой и без лишней тревоги, то Вы сможете построить с Вашим ребенком здоровые отношения Взрослый – Взрослый, которые будут доставлять удовольствие в будущем Вам обоим.
И главное, помните, что никогда, ни в каком возрасте, ни при каких обстоятельствах, не бейте ребенка, не кричите на него, не обзывайте его, не отбирайте у него его вещи, не обманывайте и не предавайте его. Родитель воспитывает ребенка прежде всего собственным примером.
Статья подготовлена клиническим психологом Центра ментального здоровья MeMento, Грачевой Анастасией Дмитриевной